В день открытия Пятого Платоновского фестиваля в художественной галерее на Кирова, 8, состоялось открытие выставки «В пространстве без границ» из собрания Московского театрального музея им.А.Бахрушина. На ней представлены эскизы, макеты, костюмы спектаклей, созданных в бывших союзных республиках на протяжении с 1918 до 1989 года, то есть почти за всё время существования Советской власти.
Людмила Романова, театровед
Понятно, что это небольшая часть огромного наследия бахрушинского музея. Но и она впечатляет. Всего два небольших эскиза к спектаклю «Тетнульд» Ш.Дадиани (1932г.) в постановке репрессированного впоследствии Леся Курбаса – создателя легендарного украинского театра «Березиль» - воскрешает в памяти недолгую его историю. Красочный эскиз М.Сарьяна к опере А.Спендиарова «Алмаст» в Армянском государственном театре оперы и балета (Ереван, 1941г.) так напоминает его красочные полотна! Они-то хорошо известны, а вот его театральных работ совсем немного – неизвестная страница творчества выдающегося художника.Витрина с куклами к спектаклю «Принцесса на горошине» по Андерсену работы первых советских кукольников И.Ефимова и Н.Симонович-Ефимовой – аж 1918 год! Кстати, сохранность прекрасная. А рядом на стене – эскизы кукол А.Саргсяна к спектаклю «Капля мёда» О.Туманян Армянского государственного театра кукол (Ереван, 1985). Эскиз «Жених и невеста» напоминает картину Р.Магритта «Шахразада».
Сразу узнаваемы афиши режиссёра и художника Н.Акимова к спектаклям Ленинградского театра комедии, которым он руководил до самой смерти. Лёгкость, ироничность, изящество – почерк этого замечательного художника.
Внимательный глаз отмечает изменения стилей сценографии от 40-50-х гг. (несколько тяжеловесный реализм) через условность и символичность 60-70-х гг. к фантазийности 80-х. Когда смотришь на эскизы М.Генке к «Коньку-Горбунку» П.Ершова (ЦДТ, 1952), так и представляешь себе молодого Олега Ефремова в прославленной роли Иванушки-дурачка. А сколько пушкинской поэзии в эскизе «Беседка» к спектаклю «Дубровский» Б.Кноблока (ЦДТ, 1949).
Много радостной сказочности, яркости в эскизах Т.Бруни «Золотой ключик» (Ленинградский театр кукол-марионеток, 1963) и С.Бархина «Три мушкетера» (Свердловский театр юного зрителя, 1973). Можно увидеть и одну из первых работ Э.Кочергина к «Гамлету», поставленному Камой Гинкасом ещё в Красноярском ТЮЗе в начале 60-х.
В.Рындин и Ф.Федоровский представлены масштабными эскизами к постановкам Большого театра «Война и мир» С.Прокофьева (1959) и «Хованщина» М.Мусоргского, а также макетом к опере И.Дзержинского «Тихий Дон», скрупулезно воспроизводящим дом и баз казачьей станицы.
Легкий, изящный макет М.Китаева к «Городу на заре» А.Арбузова, весь устремленный в светлое будущее (Молодёжный театр, Рига, 1970).
На выставке есть лишь несколько эскизов к спектаклю по произведению А.Платонова – «Джан» художника Б.Амансахатова (Государственный молодежный экспериментальный театр-студия, Ашхабад, 1982), но дух писателя ощущается.
О великом спектакле Р.Стуруа «Кавказский меловой круг» по Б.Брехту (1975) напоминает эскиз художника Г.Алекси-Месхишвили.
О многих замечательных именах напомнила эта выставка. Ну и, конечно, невыразимая ностальгия по нашему общему театральному прошлому охватывает тех, для кого ещё дороги те времена, когда в Латвии ставили спектакль о грузинском художнике («Пиросмани, Пиросмани…» В.Коростылева в Рижском государственном театре драмы им.А.Упита), а А.Петрицкий оформлял спектакль «Навеки вместе» по пьесе Л.Дмитренко в Киевском театре им.Леси Украинки.
Где это всё теперь?..
На выставке представлены и макеты декораций, и театральные костюмы. Фото Дарьи Снеговой
Источник: газета «Коммуна», №№61-62 (26450-26451) | Пятница, 5 июня 2015 года
Источник: Communa.Ru
04.06.2015 20:44