С 1 января 2017 года каждый автомобилист может самостоятельно заполнить заявление на сайте страховой компании и приобрести электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО)
Игорь Кочегаров |
– Игорь Анатольевич, изменения в законодательство об обязательном введении продаж ОСАГО на сайтах страховщиков были приняты именно по инициативе Банка России. Представители мегарегулятора рассчитывали, что электронный полис позволит повысить доступность услуги ОСАГО и улучшить ситуацию в проблемных регионах. Расчёт оправдывается?
– На сегодня Банк России удовлетворен существенным ростом продаж полисов е-ОСАГО. Проводя мониторинг ситуации с электронными продажами ОСАГО, мегарегулятор находится в тесном контакте с Российским союзом автостраховщиков (РСА). Интерес потребителей к такому предложению свидетельствует, что нововведение ждали и начали пользоваться такой возможностью очень активно. В целом по России за январь 2017 года было 186 тысяч договоров е-ОСАГО, а в нашем регионе – 5735 электронных полисов. Для сравнения: за весь 2016 год в Воронежской области было продано 7423 полиса е-ОСАГО.
– Действующими членами РСА на начало года, когда вступило в силу требование федерального законодательства об обязательной продаже электронных полисов ОСАГО, были 69 страховых компаний. Но реально к их оформлению приступили только 55 страховщиков. А как законодательство определяет наказание для страховщиков, которые проигнорировали требование заключать договоры ОСАГО в электронном виде?
– Невозможность заключения договора е-ОСАГО является административным правонарушением и квалифицируется как необоснованный отказ от заключения публичного договора. Размер штрафа для юридических лиц составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
– Регулятор предусмотрел требования к работе сайтов, которые обязаны соблюдать страховщики?
– Да, конечно. Страховые компании обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов: суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания будет обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 8.00 по московскому времени. Кроме того, информационные системы страховщиков и РСА должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежащим образом оформленного заявления на получение е-ОСАГО.
– В соцсетях, в прессе некоторые автовладельцы жалуются, что процедура заполнения заявления для оформления е-ОСАГО очень сложная. В Банк России такие жалобы поступали?
– Конечно, такие жалобы поступали даже в новогодние праздники. Требуется особая аккуратность и внимательность, чтобы с первого раза самостоятельно заполнить на сайтах страховой компании все поля в заявлении, которые раньше оформлял страховой агент. Также для этого необходимо иметь под рукой все нужные документы и их сканы. Например, если у автовладельца нет диагностической карты или она оформлена неофициально, то купить полис е-ОСАГО, точно, не получится.
– Кому жаловаться, если возникают вопросы с заключением договора ОСАГО в электронном виде?
– Банк России строго контролирует, как страховщики соблюдают требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО. Чтобы полностью отладить новую систему и решить все возникающие вопросы – в том числе и технического характера, нам нужны оперативные сигналы от автолюбителей. Пожалуйста, сообщайте обо всех возникающих неполадках и непонимании в интернет-приемную Банка России. К обращению приложите скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании. Уточню, что у мегарегулятора нет полномочий проверять работу РСА, поэтому любые вопросы о деятельности Российского союза автостраховщиков, например, работе его сайта, следует адресовать РСА напрямую.
– Наверное, стоит уточнить также, что электронный полис ОСАГО – это альтернатива бумажному, а не его замена.
– Абсолютно верно. Электронный полис ОСАГО и бумажный на привычном бланке строгой отчётности абсолютно равнозначны с точки зрения законодательства. Рекомендуем автовладельцу, заключившему договор е-ОСАГО, распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления при необходимости сотрудникам полиции. И, конечно, полис ОСАГО можно оформить оффлайн – в привычном офисе страховщика.
– Ситуация: я, к примеру, хочу купить полис по старинке, а в офисе мне говорят: нет бланков. В каких случаях компания может законно отказать в заключении договора ОСАГО?
– По закону, помимо предоставления неполного пакета документов владельцем машины, других причин для отказа в заключении договора ОСАГО нет. Невыдача полиса из-за возраста водителя, года выпуска машины, отказа автолюбителя от прохождения осмотра машины автостраховщиком или отсутствия бланков полиса незаконна.
– Ну и вернемся к е-ОСАГО. На что ещё вы хотели бы обратить внимание автолюбителей, которые хотят оформить именно электронный полис «автогражданки»?
– Автомобилист сам выбирает, электронный полис ОСАГО какой компании он хотел бы оформить. Как показала практика прошедших январских дней, иногда в процессе заполнения заявления сайт выбранного страховщика зависает – тогда человек автоматически перенаправляется в другую страховую компанию. Эта опция предусмотрена Российским союзом автостраховщиков, который объединяет всех, кто имеет лицензии на ОСАГО. Вы можете согласиться с таким предложением или нет. Это личный выбор автомобилиста. Доступ к сайту страховой организации может осуществляться через сайт РСА. А вот приобретение е-ОСАГО через агентов и других посредников – незаконно, об этом стоит помнить.
Беседовал Анатолий Круглов
Источник: газета «Коммуна», | №13 (26657) | Пятница, 17 февраля 2017 года