У антимонопольной службы могут появиться вопросы к авторам документа
Конкурсную документацию переписали еще раз. И теперь уже нет сомнений, «под кого» именно. В пятницу вечером, 24 марта мэрия Воронежа обнародовала изменения в документации по продажу имущества МУП «Воронежская горэлектросеть».
Если не считать мелких формальных поправок, новые требования коснулись трех критериев отбора покупателя - количества персонала, опыта работы на рынке электроэнергетики и объема выручки. Причем эти требования выросли в разы, жестко отсекая большинство претендентов.
Система определения победителя торгов, как уже сообщала интернет-газета «Время Воронежа», - балльная. Максимальное количество баллов по критериям «численность персонала» получит покупатель, у которого в штате не менее 700 специалистов. За это претенденту начислят 10 баллов. За штатную численность 700 до 350 человек потенциальный покупатель получит – 5 баллов. Ниже 350 - не получит ничего, хотя при прежней редакции документа на баллы мог рассчитывать и конкурсант с 10 специалистами в штате.
По такому же принципу приоритетным стал ежегодный объем услуг не менее 1,5 млрд руб. Но решающим аргументом будет служить опыт: целых 35 баллов получит игрок, присутствующий на рынке эксплуатации объектов электроэнергетики мощностью 0,4-20 кВ более 10 лет.
Новые конкурсные условия сделали заведомо недостижимой победу для небольших и средних энергетических компаний.
Зато ПАО «МРСК Центра» достаточно подать заявку - и оно станет победителем. Только эта компания удовлетворяет всем новым условиям – при своих многомиллиардных доходах, многотысячном коллективе и многолетнем опыте работы. Компания МРСК зарегистрирована в Москве, там же платит большинство налогов, но условиями конкурса это не запрещено.
Впрочем, юридическое сообщество уже давно обобщило на сайте «Русюрист.ру» основные виды дискриминирующих требований в конкурсных условиях. И по каждому из них есть не только решения ФАС, но и судебные прецеденты. Вот они:
- Установление заказчиком обязательного требования об отсутствии задолженности по налогам.
- Требования о наличии в штате участника аукциона определенного количества работников.
- Предоставление банковской гарантии только банками из перечня.
- Обладание производственными мощностями.
- Установление требований об опыте работы.
- Неизмеряемые требования и т. д.
То есть, как минимум два из трех новых требований конкурсной комиссии нарушают антимонопольное законодательство, сужая потенциальное число участников торгов.
Но еще до того, как появиться в конкурсной документации, образ МРСК уже фигурировал в репликах вице-премьера правительства Воронежской области Максима Увайдова. Когда участники инвестиционного форума в Сочи поинтересовались, есть ли в регионе потенциальный покупатель, Увайдов ответил: никого, кроме МРСК Центра.
Но есть сдерживающий фактор и для столь явного фаворита: МРСК Центра – дочка ПАО «Россети», контролируемого государством (87,9 % долей в уставном капитале). А общегосударственная политика последних лет - разгосударствление предприятий, сокращение присутствия госкорпораций в бизнес-процессах. Реализуется постулат о том, что самый эффективный сособственник – частный собственник.
Автор: Анатолий Марченко