Телевизионная игра «Что? Где? Когда?» – это мощное интеллектуальное движение во всем мире. Воронежский государственный университет также поддерживает идею проведения игр. 13 мая в Главном учебном корпусе вуза состоялась серия интеллектуальных турниров – «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг», командная «Своя игра». В них приняли участие студенты разных курсов нескольких факультетов ВГУ. Наибольшее представительство у юридического факультета и факультета прикладной математики, информатики и механики.
– Мы открыты и для команд, представляющих другие учебные учреждения нашего города: ВГТУ, ВГМА и других, – делится организатор игры ЧГК Евгений Ляпин.
Благодаря поддержке Отдела по воспитательной работе у студентов есть возможность встречаться с известными личностями. В этом году на игру приезжал член элитарного телеклуба Анастасия Шутова, в ближайшее время запланирован визит капитана команды элитарного телеклуба Бориса Белозерова. Также состоялся визит одного из руководителей всероссийского студенческого интеллектуального движения и сопредседателя оргкомитета Студенческого Чемпионата России по интеллектуальным играм Наиля Фарукшина. 13 мая финал Чемпионата ВГУ провел вице-президент Международной ассоциации клубов ЧГК, руководитель оргкомитета чемпионатов мира ЧГК, двукратный обладатель «Хрустальной совы» (1995 и 1996 г.) Александр Рубин, с которым нам повезло немного пообщаться.
– Александр Аврамович, Вы не первый год поддерживаете Воронежский государственный университет, приезжаете на игры. Почему приезжаете в Воронеж? Что Вас привлекает?
– Воронеж, на мой взгляд, является одним из сильнейших студенческих баз по игре ЧГК. Молодые люди играют очень азартно. Я себя называю не старик, а ветеран игры ЧГК. Мы, наверное, уже не способны на искренние эмоции, которые возникают у молодых людей. А здесь мы видим, как молодые люди мудреют у нас на глазах. Этот процесс очень увлекательный.
– Игра ЧГК становится все более популярной. Как можете объяснить это явление?
– Телевизионная игра ЧГК популярна с 1975 года. Естественно, ее смотрит не одно поколение людей. Сначала советских, а потом российских. Сейчас и не только российских, она выходит в достаточно большом количестве стран, по лицензии ее смотрят в Интернет на канале YouTube. Как говорил создатель игры Владимир Яковлевич Ворошилов, «уникальность игры ЧГК в том, что в нее может играть любой человек». Соответственно, раз в нее может играть любой человек, то в нее играют и школьники, и студенты, и взрослые. Молодое поколение достаточно активно. Игра ЧГК – это одна из форм, которая позволяет узнавать неизведанное об изведанном, это очень интересно. Она все более популярна среди студентов, и нас это радует.
– Какое место в Вашей жизни занимает игра ЧГК?
– Это хобби с 1983 года. Конечно, когда столько лет играешь и занимаешься организацией турниров, то это становится частью жизни, даже образом жизни. Вообще, ЧГК это такая вещь, в нее достаточно сыграть один или два раза, и человек по-хорошему «заболевает» этой игрой. Кто-то больше играет, кто-то организатор. Я сейчас больше организатор.
– Вы помните свою первую игру? Как это было?
– Это было ужасно. Мы проигрывали со счетом 1:5. Не отвечали на простые вопросы: «Назовите четвертую строчку басни «Ворона и лисица»»? Оказывается, четвертая строчка этой басни – «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру», потому что первые три это мораль басни И.А. Крылова. Это единственная басня, у которой мораль в начале, а не в конце. Это был подвох. Я не угадал Евгения Онегина. Потом пришлось перечитать много раз, сейчас уже практически весь сюжет знаю наизусть. Да, мы проиграли эту игру 6:4. У меня была правильная версия во время минуты обсуждения при счете 5:4. Послушал более опытного, на мой взгляд, игрока, дал неправильную версию. Я тогда был студентом второго курса и оправдывался перед ведущим, что я же сказал... В повторе показали, что ничего подобного я не произносил. Счет вместо 5:5 стал 6:4, с тех пор я еще много раз проигрывал, но более горького поражения в моей жизни не было. Но, кстати, переломным моментом стал достаточно сложный вопрос. Мы не ответили на кучу простых, поняли, что здесь все очень серьезно, перестали волноваться и ответили на очень сложный вопрос: «Где прошла премьера комедии Грибоедова «Горе от ума»?
– Человек должен быть любопытным. Как в себе это поддерживать, как в себе это воспитывать?
– Если это не присуще, то и воспитывать это не надо. Наверное, насильно себя заставить быть любопытным невозможно. Если человек не умеет играть в шахматы, его сложно научить. Правила, он, конечно, выучит. Я, например, не умею играть в шахматы. Папа играл очень здорово, был кандидатом в мастера спорта и всю жизнь мечтал, чтобы я тоже играл. Я знаю, как ходят фигуры, а как шахматисты, думать на 15 ходов вперед я не умею. Это вызывает у меня восхищение, когда люди играют. Также у меня вызывает восхищение то, как под кистью художника рождается шедевр. Для того, чтобы играть в игру ЧГК, наверное, тоже не нужно быть любопытным, может быть, это даже может помешать. Для того, чтобы играть в ЧГК, нужно развить в себе способность логического мышления. В каждом вопросе обязательно есть метки, подсказки. Если ты эти подсказки нашел, это как мини-детектив. Если ты смог с командой потянуть за нужную ниточку, то ты придешь к правильному ответу. Здесь мне очень помогло в жизни то, что я достаточно хорошо знаю математику. Это приводит мысли в порядок и логическое мышление развивает. Вот логическое мышление можно развить. А любопытство… Ну, не любопытны вы, ну не интересно вам совать свой нос везде, ничего страшного, играть это не помешает.
– В составе команде, как правило, люди разных профессий, это помогает?
– Нет, это мешает. Как говорил Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу». Его познания односторонние. Профессионалы в своем деле не отвечают на профессиональные вопросы. В команде должен быть капитан. Это человек, который умеет критически мыслить, умеет понимать, подходит ли ответ под форму вопроса, он обладает звериной интуицией. Давайте договоримся, умный – это тот, кто быстро мыслит. В команде должен быть эрудит, он необязательно самый умный. Он может долго думать, но если команде не хватает каких-то знаний, то они могут как бы «полистать» эрудита, спросить: «Вася, а что это?» – и Вася должен быстро ответить, что это. И в команде должен быть обязательно так называемый генератор идей, человек, который может рождать любые самые бредовые идеи. Чем больше он родит, тем лучше. Остальные должны быть: критик, скептик и человек проверяющий. Это не чистые функции. Кто-то в этом вопросе эрудит, а в этом генератор идей. Идеальный игрок – Александр Друзь, он и эрудит, и логик. Он знает много и умеет быстро мыслить. Хороший, отличный, почти идеальный игрок – Максим Поташев, он и логик, и много знает. Они уникумы игры ЧГК. В принципе, Друзь и Поташев могут выиграть в одиночку, но ЧГК это все-таки командная игра. Вот такие люди нужны. Они все могут быть филологами, они все могут быть артистами. Важны функции мозга, функции человека, а не профессия.
– Чему Вас лично научила игра ЧГК, что дала Вам?
– Игра ЧГК выполнила свою воспитательно-образовательную роль и дала мне интересную жизнь. Дала мне очень большое количество друзей, хорошую семью, дала мне замечательных детей, возможность общения с людьми из самых разных уголков мира. Научила, наверное, очень быстро принимать нестандартные решения в сложных ситуациях и научила не теряться в коллективе. Самое главное, она научила меня работать в команде. Делать из коллектива коллектив единомышленников.
– У Вас есть секрет успеха, которым Вы бы поделились со студентами? На что стоит обращать внимание?
– Играйте в удовольствие! Если вы себя заставляете, не надо. Если вы поиграли, а потом выходите и говорите: «Я вагоны разгружал». Наверное, вам нужно не играть в эти вопросы, пропустить несколько игр, либо вообще не играйте. Но если игра доставляет Вам удовольствие, играйте в удовольствие!