Каким должен быть идеальный сотрудник ресторана? Рассказывает ресторатор Дмитрий Левицкий

Известный ресторатор рассказал, как правильно подобрать персонал.

Дмитрий Левицкий, ресторатор, владелец Hurma Management Group, в которую входит сеть баров «Дорогая, я перезвоню...», приезжал в Воронеж на Expo Food Show в Event-Hall. Журналист Даунтаун пообщался с Дмитрием, чтобы узнать, как найти звездый персонал и мотивировать его на хорошую работу. Статья полезна не только рестораторам, но и всем владельцам бизнеса, которым приходится искать сотрудников.

Кто ищет персонал

Подбор персонала — огромный комплекс работ. Он начинается с формирования имиджа компании на рынке через правильные объявления и правильный посыл в соцсетях и других местах, где мы рекламируем наши рабочие места. Первое собеседование проводит специальный менеджер. Дальше у нас идет большое игровое собеседование: конкурсы, загадки, всякие «издевательства». И после этого менеджеры из ресторанов непосредственно принимают решение, кого брать.


Каким должно быть объявление, чтобы привлечь звезд

Если ищешь звезд, надо, чтобы звезда из объявлении поняла, что ты ищешь звезд. Если написал: «Требуется официант, срочно, без о.п, ж.п, г.ю» — никакая звезда на это не клюнет. Или если приклеил к двери своего ресторана бумажку, что требуется бармен, каких чудес ты ждешь? Ты напиши звездное объявление, самое яркое, творческое и креативное, которое будет соответствовать твоей концепции, твоему духу. Тогда ты можешь рассчитывать, что к тебе придут творческие люди.

Когда мы в компании делаем объявления, они всегда разные: креативные, с дизайном и с юмором. Это реклама рабочих мест, и она должна показывать нас.

Какие мы, такая и реклама. То есть если ресторан классической русской кухни будет давать такие же объявления, как у нас, к нему придут неподходящие люди. Нужно понимать, на какую рыбу ты идешь, тогда и наживку правильно подбираешь. Нельзя одной наживкой всю рыбу ловить.

Где искать подходящих кандидатов

Сейчас гораздо больше работают соцсети, потому что все наши кандидаты там. Когда мы понимаем, в каких группах тусуются наши сотрудники — посвященных музыке, театрам, субкультурам — мы начинаем таргетировать свою рекламу. И сегодня это один из самых лучших и правильных инструментов поиска своих людей. Когда ты понимаешь их интересы, найти их в соцсетях не так-то сложно. Ты таргетируешь рекламу по их друзьям, по их знакомым, то есть это одного круга люди. Сегодня в соцсетях достаточно инструментов, нужно только их изучать и использовать.

via GIPHY

Как проходят творческие собеседования

Задание называется «Несколько дел одновременно» — это моделирование ситуации в ресторане. То есть я говорю тебе: «Строй карточный домик и считай на английском от 100 до 0 в обратно порядке». В это же время я пытаюсь разговаривать с тобой, а в перерывах между разговорами ты должен продолжать счет и следить, чтобы не рушился домик. 

Мы придумываем разные штуки, которые моделируют командную и индивидуальную работу — моделируем такие вещи, которые завтра этим ребятам нужно будет применять в работе.

При подборе персонала важно все. Потому что каким бы ты не был, если ты теряешься на игровом задании, ты не сможешь работать в зале. Даже если все остальное прекрасно: и коммуникабельность, и улыбчивость. Если ты не скоординирован в своих движениях, то не сможешь стоять за баром. Тебе надо готовить кофе, рассчитывать гостей и уметь наливать на счет одновременно. И, конечно, когда мы говорим о гостеприимстве, для нас важны позитивность и открытость человека. Когда встречаешь любого человека в жизни, он либо излучает плюс, либо нет, а то и излучает минус. Позитивность человека — самое важное в обслуживании.

Как «заставить» работника улыбаться

Мне главное создать атмосферу, в которой работнику кайфово, когда он улыбается сам с собой. Для нас управление персоналом — это как пионерский лагерь. Есть пионервожатый — это менеджер, который старший друг пионеров. С ним и поржать можно, и все такие: «О круто, круто, наш вожатый». Мы создаем атмосферу пионерлагеря, в котором с одной стороны дисциплина, а с другой — постоянно дружеские подколки, конкурсы веселые (творческие или по продаже чизкейка) или это какие-то ржачки, которые мы придумываем вместе с гостями. Это просто вот такая жизнь нашего пионерского лагеря. Нет какого-то одного инструмента, чтобы персонал начал улыбаться. Это ежедневная постоянная работа над тем, чтобы людям было хорошо и весело. И мы видим в этом нашу функцию, как менеджеров, чтобы в нашем пионерском лагере детям понравилось.

via GIPHY

Можно ли мотивировать деньгами

Нет. Деньги к мотивации не имеет никакого отношения. Деньги могут заставить человека не увольняться, но они не заставят его улыбаться. Он может не бросать работу, но при этом ненавидеть ее, меня, ресторан и просто терпеть потому, что здесь платят, а кайфует он где-то там. И весь день думает: «Когда же уже эти 8 часов закончатся, чтобы моя кайфовая жизнь началась?» Когда мы говорим про мотивацию, мы говорим, что кайфовая жизнь у тебя на работе. И даже если ты мало получаешь, и даже если в какой-то момент говоришь: «Дим, я увольняюсь, потому что мне предложили в два раза больше зарплату». Я это понимаю. Это не значит, что ты потерял мотивацию. Мотивация то у тебя осталась. Да, ты выбираешь место, где тебе больше платят, где ты будешь как унылый странник терпеть работу, но это потому, что тебе нужны деньги. Но деньги и мотивация это разные вещи. Иногда у нас есть мотивация заниматься делами вообще без денег. Например, я на баскетбол хожу, мне за это не платят. Мне весело играть в баскетбол, я туда езжу и даже сам плачу за аренду зала. И мне важно создать в ресторане такую же игру, в которую весело и интересно играть.

 
Как правильно мотивировать персонал

Мы проводили вебинар по этому поводу и Гоша Карпенко рисовал пример. Ты берешь лист бумаги и делаешь там игру. В этой игре, как в детстве, бросаешь кубик и ходишь. Есть 5 официантов, которым даешь 5 фишек и говоришь: «Давайте, ребята, того, кто выиграет, Дима Левицкий будет на машине возить на работу всю неделю. Сколько у тебя сегодня чеков, на столько ты и ходишь, или сколько чизкейков продал, на столько и ходишь. А если при этом не продал ни одного, то ходишь на 10 шагов назад». Это пример очень маленького лайфхака, из которых состоит жизнь пионерского лагеря. Такие игры могут быть десятками каждый день, а не то, что мы поиграли и потом полгода анализируем. Или мы можем играть в лото, когда каждый получает карточку, что он должен продавать. Это не важно. 

Никто не мечтает быть официантом в этой жизни, никто не стремится к этой профессии. Мы можем лишь показать, что раз уж ты официант, то давай кайфанем и получим удовольствие от этого, не будем друг друга мучить. Будем веселиться, снимать смешные видосы и кучу всего другого делать.

Только если в компании нет атмосферы лагеря, то никто даже в это играть не будет. И ты сотрудникам не объяснишь эту игру, пока сам не понимаешь суть: это не какие-то конкретные привнесенные штучки, это твой менеджерский подход, понимание, что такое правильная рабочая среда, которую ты должен сформировать.

via GIPHY

Важна ли дисциплина на работе

Любой пионерский лагерь состоит из двух частей: веселье весельем, но при этом ты встаешь по графику, ложишься по графику, в тумбочках чистота, подушки стоят уголком, обед по расписанию. Есть огромное количество дисциплинарных правил, которые у нас прописаны — их человек получает на первой лекции. Что можно, что нельзя, как он выходит из зала, как возвращается в зал, как он фиксирует приход на работу и уход с работы. Четыре опоздания за полгода, и мы тебя увольняем. Это дисциплинарная политика любого пионерского лагеря. Иначе будет бардак: веселье превратится в неуправляемую систему. Из баланса правил и веселья и состоит правильная атмосфера.

Титульная: restoranoved.ru.

Источник: http://downtown.ru
 
По теме
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека