Крупным мазком

В выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского экспонируется живопись известной московской художницы, действительного члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе.

Это мастер, имеющий своих зрителей и почитателей не только в столичных культурных кругах. И даже не только в нашей стране: за последние несколько лет крупные, ретроспективные выставки художницы с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде. Теперь вот и Воронеж приобщился...

Глобализм повседневности

Представляя экспозицию и рассказывая о ней, директор музея Владимир Добромиров отметил: развешивались полотна с особым тщанием. Скрупулезно выстраивался цвет для каждой вещи («нужно, чтобы у собачки глазки загорелись»), неоднократно менялась композиция и т.д.; можно сказать про выставку, сформулировал Владимир Дмитриевич, что это – «живопись Нателлы Тоидзе, режиссура Вадима Абдрашитова». Да-да, прославленный советский режиссер при сем непосредственно присутствовал, будучи супругом художницы, и давал ценные указания на тот счет, как должно быть подано в Воронеже ее творчество. Которое всякий раз – именно в зависимости от выставочной площадки – компонуется с учетом ее особенностей. В общем, в выступлениях Тоидзе на публике мелочей не бывает.

В итоге получилось во всех смыслах мощное зрелище. Мало того, что выставка заняла два этажа выставочного зала – она еще и демонстрирует своего рода живописный глобализм. В последнее десятилетие Тоидзе часто выбирает большой формат холстов. Не выписывает «листиков» – пользуется крупным мазком. И погружает зрителя в пространство, укрупненное в деталях. Пейзажи, натюрморты, портреты создаются непременно с натуры – работает Нателла на пленэре. Причем в любое время года, несмотря на понятные технические трудности исполнения столь масштабных произведений; художница говорит, что в мастерской цвета не увидеть. Такие картины Тоидзе передают умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения, превращая его в сложный по колористическому решению узор («Август», «Перед снегом»). А внятный, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ – метафорических композиций (диптих «Флора и Фауна», диптих «Антракт»).

Продолжательница династии

Узнаваемый авторский почерк в данном случае счастливо объединен с высокой живописной культурой, заложенной в семье Нателлы, где несколько поколений связаны с искусством. К художественной династии Тоидзе принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе (живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР), отец, Георгий Тоидзе (известный скульптор и график) и дядя, Ираклий Тоидзе (плакатист, автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет»). В числе первых профессиональных живописцев-женщин России была бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Нателла Георгиевна родилась и выросла в Москве. Учеба на факультете театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища памяти 1905 года позволила художнице открыть для себя новое понимание пространства и масштаба холста. В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. А первым и главным учителем Нателла называет отца; позволяя дочери с детских лет работать в своей мастерской наравне со студентами, Георгий Тоидзе ставил перед ней серьезные творческие задачи, в том числе – скульптурные.

С 1973 года Нателла Георгиевна регулярно участвует в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984-м вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской академии художеств, была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007-го Тоидзе – член-корреспондент РАХ, с 2011-го – действительный член РАХ. Участвовала в выставках в Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-Йорке, в Лиссабоне и других.

Объем на плоскости

В воронежской экспозиции представлено более 60 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской академии художеств и частных коллекций. Показаны все жанры, в которых работает художница: пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Это как ранние работы 1970-х годов, так и созданные совсем недавно. Пейзажи, написанные в пастозной «темпераментной» манере, близкой живописи «Бубнового валета», и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России («Московский дворик», полиптих «Северные мальвы»).

Объединяющее начало абсолютно всех работ не трудно, однако, «вычислить»: характерная черта творчества Нателлы Тоидзе – непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое «читается» даже при отчетливой декоративности, выраженной орнаментальности полотен («Дикий виноград», «В начале лета»). Все работы – с градусом.

– Художница – умница: она ставит себе чисто живописные задачи, – подчеркивает Владимир Добромиров. – Решила, к примеру, написать арбуз на красном – именно на красном! – фоне. Рассказывала, как бросила специальную красную тряпку, разместила на ней спелый арбуз – и писала до тех пор, пока нашла те цветовые соотношения, при которых одно на фоне другого не смотрелось зияющей дыркой. А что касается названия – «Скульптура цвета» – это определение принадлежит талантливому искусствоведу Паоле Волковой. И традиция такая действительно была – еще с Древнего Египта, где начинали раскрашивать скульптуры, чтобы выявлять объем. И почему бы художнику не попробовать на плоскости холста создать некую объемность, эффект скульптурности? Нателле Тоидзе это, безусловно, удается.

Областной музей им.Крамского показывает «Скульптуру цвета»

Ещё новости о событии:

Крупным мазком - Газета Берег
В выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н.
22:07 16.03.2015 Газета Берег - Воронеж
Источник: afisha.bvf.ru 6 мартав выставочном зале Воронежского областного художественного музея им.
20:50 16.03.2015 Slovosti.Ru - Воронеж
 
По теме
Экологи оценили ущерб от свалки под Воронежем - ВестиПК в Воронеже Фото Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора. В селе Перлевка Семилуского района Воронежской области ущерб от несанкционированной свалки Центрально-Черноземное управление Росприроднадзора оценило в 23 млн руб.
ВестиПК в Воронеже
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека