Наука не всесильна
– Отец Георгий, строительство воронежского храма в честь Трех святителей было Вашей инициативой?
– Митрополит Сергий и наш благочинный протоиерей Григорий Самойлов поручили мне организовать приход. В 2013 году по благословению Владыки началось строительство.
– Какое участие прихожане принимают в организации прихода?
– Неожиданно позвонила женщина и представилась регентом хора, чтецы нашлись. Престол, в котором была необходимость, привезли в дар из другого города. Есть люди, которые пишут иконы. Благодарен всем, кто помогает в устройстве прихода, в благоукрашении храма.
– Отец Георгий, кто приобщил Вас к православию?
– Я крещен благодаря своей бабушке. Она стала верующим человеком после того, как необъяснимым образом выздоровела после тяжелой болезни. Потом узнал, что мой дед был священнослужителем.
– Церковь – значимый институт в сохранении социальных устоев. В Вашей судьбе произошел отход от медицины, но Вы не сожгли мосты между важнейшими для Вас сферами жизни. Как прокомментируете цитату из материалов конференции «Взаимодействие Церкви и медицины» – «Врач понимался в церковной традиции как посредник между благодатными энергиями Бога и больным»?
– Исцеляет человека Бог руками врача. Важно, чтобы врач лечил больного, а не болезнь, чтобы при лечении учитывалось: больной – это не только тело, но и дух, душа. Раньше верующие врачи направляли больного в храм на причастие, соборование. Результаты лечения были от этого лучше. Учение о первородном грехе и наследовании его последствий говорит о том, что человек, как мы его видим сейчас, не является таким, каким был изначально сотворен Богом. Медицинская наука в изучении вопросов болезни может принимать искаженную грехом природу человека за норму…
Надежда на мир
– Каким был ваш путь к вере?
– Когда моя жизнь еще была напрямую связана с медициной, меня посетили скорби. Однажды на прием явился пациент, благодаря которому я начал общаться со священнослужителями. Тогда отчетливо понял, что мне помог Бог. В то время я работал реаниматологом, имел категорию, профессия нравилась, но душой чувствовал происходящие внутренние перемены. В 1999 году познакомился со схиархимандритом Макарием (Болотовым). По его благословению принял решение стать священником.
– Личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), которого сейчас уже почитают не только в России, вдохновляет Вас?
– Мне очень близок святой, и для меня особо важно, что он был и врачом, и священнослужителем, осуществлял бесплатный прием пациентов.
– Как истолковать выражение «Бог в душе»? Означает ли оно, что Творец может пребывать в человеке без участия церкви?
– Человек за Бога принимает свою совесть – дар Божий, свои переживания. Когда говорят, что между человеком и Богом посредники не нужны – не понимают, зачем даются Таинства.
– Наша молодежь порой ищет себя в умонастроениях, пришедших с Запада или Востока. С легкость окунается в «эмо», готику, индуизм, кришнаизм…
– Если даже в поверхностном общении готы неопасны, на своих сайтах они могут призывать и к суициду. Восточная медитация? В состоянии расслабления человек уязвим. Это полная противоположность молитве, которая предполагает сосредоточение ума на словах молитвы.
– Если человек верит в силы природы, это безобидно?
– Первая заповедь говорит о том, чтобы не было других богов. В язычестве господствует принцип натурализма, когда удовлетворение желаний – главное.
– В духовной практике православия существует то, что можно назвать впечатлениями «не для слабонервных». Что такое одержимость?
– Падшие ангелы не имеют тел. Человек своим греховным состоянием допускает их во внутренний мир, и тогда он одержим. Но нельзя считать, что такие люди грешнее нас. Опасна непомерная гордыня. Особенно, если человек сравнивает себя со святыми.
– Лекарством является смирение, мир в душе?
– Внутреннее ощущение своего недостоинства перед Богом. К этому надо стремиться, ведь гордость всегда рядом. Смирение – надежда на Бога.
– Монастырская атмосфера, в которую не допускаются излишества – пьянство, курение, сквернословие – оздоровляет посетителей этих мест?
– В каждом монастыре есть свои правила, свой устав. Монастырская дисциплина обязывает соблюдать этот устав. Приехавший человек может найти в монастыре покой для своей души.
Татьяна ПОВАЛЮХИНА
Хронограф
1923 год – хирург Валентин Войно-Ясенецкий принимает монашество с именем врача и евангелиста Луки. Становится архиепископом, святителем, посвятившим жизнь спасению паствы.
2014 год – в Москве проходит конференция «Производственная медицина XXI века», в которой принимает участие представитель Элладской Церкви митрополит Нектарий, изучающий жизнь и наследие святителя Луки.
2015 год: 1-5 июня – Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий с паломнической группой духовенства и мирян посещает Свято-Троицкий женский монастырь Симферополя, где почивают святые мощи святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского.
18 июня – Минздрав РФ и Русская Православная Церковь Московского Патриархата в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заключают Соглашение о сотрудничестве с целью взаимодействия в области охраны здоровья.
Досье «Берега»
Протоиерей Георгий Высоцкий по специальности – анестезиолог-реаниматолог. С 2004 года – клирик Воронежской епархии. Настоятель храма во имя Трех святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого (Воронеж). Участник епархиальной духовной медицинской конференции «Взаимодействие Церкви и медицины». Духовник и куратор взаимодействия с группами обучения духовно-нравственным дисциплинам сестер милосердия в рамках курса обучения «Сестринское дело» при ВГМА им. Бурденко (2007-2009).
Протоиерей Георгий Высоцкий – о врачевании души и тела