Метро в Воронеже: мифы или реальность

Недавно воронежская строительная компания «Киносарг» анонсировала «дорожную карту» реализации проекта строительства воронежского метрополитена, технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию. Безусловно, эта инициатива вызвала особый интерес у жителей города, экономистов и общественных деятелей. Модернизация улично-дорожной сети, решение проблемы пробок, снос некоторых зданий – это то, что обещает нам проектировщики. В планах и возможном эффекте от их воплощения в жизнь разбирались корреспонденты «ГЧ».

Широкое обсуждение возможного появления «подземки» началось весной этого года. На форуме «Зодчество VRN», прошедшем в мае этого года, первый замглавы мэра по городскому хозяйству Вадим Кстенин раскрыл подробнее цели проекта. По его словам, строительство метрополитена должно стать одним из этапов решения проблемы транспортной доступности. Возродить в Воронеже рельсовый транспорт городские власти намерены в рамках «пилотных» российско-японских проектов по формированию комфортной городской среды, которые также предусматривают установку современных светофоров, возведение «умных» домов, открытие аналога масштабного токийского рыбного рынка во Владивостоке.
При этом строительство метрополитена будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Кстенин сообщил, что проект не случайно будет реализовываться совместно с японцами. Еще 30-40 лет назад Токио имел аналогичные с Воронежем проблемы: добираясь из дома на работу и обратно, большую часть времени жители столицы страны Восходящего солнца проводили в многокилометровых пробках. Преобразования городской среды в мегаполисе, в том числе, развитие легкорельсового транспорта, фактически решило эту проблему.

На пользу деловому климату

По мнению финансового консультанта Ивана Яновича , на первый взгляд может показаться, что инфраструктурные проекты не рентабельны, и в условиях кризиса можно отказаться от их строительства.
«Но это не так по нескольким причинам. Во-первых, транспорт – важнейшая составляющая инвестиционного климата. Правильная организация пассажирских потоков позволяет повысить привлекательность коммерческой и жилой недвижимости в городе, перенести деловую активность из центра на периферию. Во-вторых, большие инфраструктурные проекты – это всегда создание рабочих мест и привлечение дополнительного финансирования из внебюджетных источников», – отмечает эксперт.
Смещение деловой активности на периферию вполне оправдано: пробки в центре города, дефицит парковочных мест, высокая стоимость аренды помещения. С подобными проблемами сталкивается большинство жителей российских городов. Именно от этого уходят в европейских странах. В Воронежской области флагманом новой концепции является индустриальный парк «Масловский», где числится 18 предприятий-резидентов. Некоторые промышленные комплексы располагаются также в районе Отрожки и Сомово, в Рамони, Семилуках. На сегодняшний день, доехать туда можно на личном или корпоративном транспорте. Первый, как правило, есть не у всех, второй – чаще всего, забирает сотрудников на выезде из города, что едва ли удобно. Строительство рельсовой магистрали до таких отдаленных районов могло бы сделать процесс ежедневных рабочих поездок доступнее и сократить время нахождения в пути.

В процессе обсуждения

В конце ноября в Воронеж приезжал Илья Варламов – популярный российский блогер, выпускник Московского архитектурного института, чьи обзоры состояния городской среды набирают миллионы просмотров. Общаясь с жителями города, интернет-публицист оценил не только качество благоустройство пространства, но и высказался по поводу возможного появления в Столице Черноземья метро. По мнению Варламова, проект будущей «подземки» и его влияние на развитие города переоценивается. И отсутствие удобного общественного транспорта только укрепляет горожан в заблуждениях о развитии мегаполиса, отметил он.
«В вопросах строительства такого серьезного объекта в городе нельзя полагаться на мнение его жителей, – подчеркнул блогер. – Возведение метрополитена – это большой объем инвестиций, которые нужно выделять на протяжение многих лет. При этом прекращать строительство метро нельзя, так как консервация уже имеющейся инфраструктуры тоже потребует значительных средств».
Кончено, первоочередным при принятии решения о строительстве метро должны стать экспертизы и точные расчеты. Но, если речь идет о создании комфортной городской среды для жителей, то их мнение учитывать, безусловно, нужно. Подобное поручение уже дал губернатор области Алексей Гордеев градоначальнику Александру Гусеву. Когда именно состоится общественное обсуждение, пока не сообщается. Предположительно, воронежцам дадут высказаться уже в начале 2018 года. Независимо от того, какое решение примут воронежцы, оно не будет носить рекомендательный характер. Последнее слово останется за региональными и городскими властями.

Загруженность линий будет

Беспокойство у Ильи Варламова вызвал также слишком малый, по его мнению, пассажиропоток. «Единственные российские города, где метро может нормально функционировать – это Москва и Санкт-Петербург. «Подземка» в других населенных пунктах не перевозит достаточное количество людей», – заметил блогер. Отметим, что третье по крупности метро – в Нижнем Новгороде – в сутки перевозит всего около 80 тысяч пассажиров из 1,2 человек проживающих в городе. А власти Казани несколько лет назад и вовсе сократили время работы метрополитена, увеличив при этом интервал движения поездов из-за недостаточной загрузки единственной линии.
Впрочем, по всей видимости, на счет Воронежа интернет-публицист ошибается. По крайней мере, его слова противоречат технико-экономическому обоснованию строительства воронежского метро. Согласно расчетам «Киносарг», средний объем пассажиропотока составит 300 тысяч человек в сутки, что соответствует 28 % всего городского трафика. И это только в первый год работы метро. В 2028-ом он должен составить 525 тысяч человек в сутки (44 % общегородского объема), а в 2032-ом – 835 тысяч (56 %).


В мэрии рассказали, что на сегодняшний день общий пассажиропоток в городе 1,08 миллиона человек в сутки при официально зарегистрированных 1,04 миллиона жителях. «Оптимальный коэффициент трафика – отношение пассажиропотока к численности населения – для города-миллионника должен равняться 0,9–1,5. К завершению третьей очереди строительства метрополитена общее число пассажиров должно составить 1,5 миллиона человек в сутки. При этом скоростной рельсовый транспорт будет перевозить 835 тысяч жителей. При этом к 2032 году население города должно увеличиться минимум до 1,2 миллиона. Если мы рассчитаем коэффициент трафика, то получим значение в 1,25, что полностью соответствует общемировым нормам для строительства метро», – отметили в мэрии.

Глобальная модернизация

Один из самых сложных этапов реализации проекта метрополитена – это изменение существующей улично-дорожной сети. Согласно разработанному проекту, на некоторых центральных улицах, например на Фридриха Энгельса или Кирова, движение легкового транспорта планируется сократить. Остановка или стоянка там и вовсе может быть запрещена. Чтобы построить входы в метро в условиях и без того плотной жилой и коммерческой застройки, некоторые здания планируют снести, а часть земли изъять у собственников. Например, это может коснуться улиц Фрунзе и Нарвской, где для возведения станции могут снести до 10 частных домов. По данным администрации города, все работы и расходы по сносу зданий и расселению жителей, а также благоустройство и установка новых дорожных знаков уже входят в бюджет строительства всех очередей метро. Однако точных данных о финансировании в мэрии не дают.
«Конкретные доли по инвестированию будут определены договором о государственно-частном партнерстве, который разработан в нескольких вариантах», – отметили в горадминистрации. При этом известно, что расходы по обслуживанию построенной «подземки» не лягут на городской бюджет. В мэрии подчеркнули: «Метрополитен будет функционировать за счет независимой от города структуры, которая до ввода в эксплуатацию станет дирекцией строительства».

К слову о дорогах

На фоне разговоров о строительстве и развитии в Воронеже рельсового транспорта, можно еще раз вспомнить и о дорогах. Ведь согласно проекту первая ветка метро начнет работать в 2023 году, при этом транспортные проблемы сами по себе не исчезнут. Как пояснили в мэрии, планы по строительству «подземки» не повлияют на работы по улучшению улично-дорожной сети.
«Более того проектные решения по наземным участкам транспорта, тоннелям метро и железнодорожным переездам будут связаны между собой и согласованы с транспортными службами с учетом программы развития», – ответили нам в мэрии. Так, в 2018 году должно начаться проектирование расширенной автодороги на улицах 60 Армии и Солнечной – это будущий дублер Московского проспекта. Продолжаются работы и по строительству развязки на пересечении Ленинского проспекта и улицы Остужева. «Дорожная карта» уже получила положительное заключение госэкспертизы. По данным мэрии, сейчас решается вопрос об объемах и источниках финансирования Остужевской развязки из городского, областного и федерального бюджета.
Таким образом, если два масштабных проекта – строительство метро и реконструкция дорожной сети – будут реализованы, то в 2023 году транспортная «жизнь» воронежцев и гостей города, действительно, может стать комфортнее. А пока мы можем представить, каково это передвигаться по городу-миллионнику без пробок: по дорогам и под ними.

Все, что нужно знать о проекте воронежского метро:

• Проект воронежского метро включает в себя три линии: Московско-Авиазаводскую, Тамбовско-Курскую, Ростовско-Семилукскую.
• Первая ветка метро свяжет между собой Московский проспект – проспект Революции – улицу 20-летия Октября – авиазавод. Ее создание оценивается в 35 миллиардов рублей.
• Вторая ветка будет иметь такой маршрут: улица Остужева – улица Ленина, проспект Революции – центр – улица Ворошилова – Юго-Западный рынок – улица Южно-Моравская.
• На третьей ветке метро можно будет проехать: улицу 9 Января – улицу Кольцовская – вокзал Воронеж-1 – улицу Коммунаров – Димитрова – нефтебаза.
• Благодаря имеющейся инфраструктуре, а именно Северному мосту, на строительстве планируется сэкономить порядка 7 миллиардов рублей.
• По проекту, воронежское метро не будет полностью подземным. Оно включит в себя также наземную часть и участки с эстакадами.

 

 

 

 

 

Справка «ГЧ»

  6 декабря депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении проект федерального закона, призванный упорядочить законодательное регулирование работы метрополитена. Во-первых, законопроект создает условия для развития внеуличного транспорта – экологически чистого и повышающего транспортную доступность населения за счет охвата отдаленных районов. Во-вторых, сейчас метро функционирует по «железнодорожным» законам. По мнению законодателей, это неправильная ситуация. Фактически «подземка» – это внеуличная городская сеть, имеющая отличный технологический механизм. Главное отличие заключается в том, что метро «питается» электричеством через рельсы, а электрички – через провода. Соответственно, развитие железных дорог будет тормозить прогресс метро и наоборот. Отметим, что документ впервые введет в законодательный оборот понятие «метрополитен». 

Справка «ГЧ»

Любопытно, что впервые о строительстве метро в Москве заговорили в 1901 году, когда общая численность города составляла 1,2 миллиона человек. Тогда был даже разработан и представлен проект первой российской «подземки». Однако средств на реализацию идеи не было, а вариант с привлечением частных инвестиций не устраивал власть того времени. Таким образом, первое в России метро появилось лишь через 34 года, когда численность Москвы уже превысила 3 миллиона человек.

Справка «ГЧ»

Нужен ли Воронежу метрополитен?
1. Да, метро поможет разгрузить автомобильные дороги города – 73,1 %
2. Нет, численность Воронежа не даст достаточную нагрузку линиям – 16,8 %
3. Я не знаю – 4,8 %
4. А что, в Воронеже хотят строить метро? – 5,3 %

Опрос проведен на сайте infovoronezh.ru и в официальной группе «Вконтакте» в период с 15 по 30 ноября. В опросе приняли участие 394 человека.

 
По теме
Из первых рук | С обновлением дорог в Воронежской области происходит переформатирование сознания дорожников и выработка профессиональных стандартов В 2017 году произошли кардинальные перемены в сфере организации дорож
Об этом в своем телеграм-канале  сообщил глава Воронежа Вадим Кстенин. Он напомнил, что ранее в администрацию города поступила частная инициатива от воронежских предпринимателей,
«Дети падают под машины!». Воронежцы забили тревогу из-за опасной дороги у школы - МОЁ! Online По какой-то причине там не могут сделать «зебру» Воронежцы забили тревогу из-за опасной дороги у школы Об опасной для детей дороге у школы № 84 в микрорайоне Тенистом рассказали в региональном «Народном фронте».
МОЁ! Online
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека