«В муках сердечных образ рождается…»

«В муках сердечных образ рождается…»
«В муках сердечных образ рождается…»
Фото: communa.ru


Жизнь вне Интернета | Очередной фестиваль «Театральные встречи в Никольском» вновь подтвердил, что любителей сценического искусства у нас не становится меньше

Фестиваль-конкурс существует уже 24 года, имеет сложившиеся традиции и авторитет. И хотя в этом году возникли некоторые трудности в его проведении, ответственность за его сохранение взяла на себя Администрация Верхнехавского района. Фестиваль проведён на очень хорошем уровне, организация была безупречной.

Людмила РОМАНОВА,

театровед

Верхнехавский район

Г лавное все-таки сами спектакли. Каковы тенденции развития, что нового появилось в давно знакомых по предыдущим фестивалям коллективах или, может, возник новый театр?

Но давайте по порядку. Новый коллектив действительно возник, он именуется «Музыкальный театр Дворца культуры г.Лиски» и поговаривают о том, чтобы сделать его муниципальным, а это уже совершенно другой статус. Коллектив представил на суд зрителя не чтонибудь, а знаменитый во всем мире мюзикл Риккардо Коччанте «Нотр Дам де Пари». Ну что лискинские артисты всегда тяготели к созданию музыкальных спектаклей, мы давно знали и не раз их отмечали за это. Но полноценный мюзикл! Вокал, хореография, драматическая игра – все убедительно представлено постановщиками Татьяной Панковой и Натальей Германенко и воплощено молодыми артистами. Энергетика зашкаливает, особенно у Евгения Лобова (Квазимодо) и у Михаила Панфилова (Феб де Шатопер). Очень прилично звучат голоса, вполне на уровне хореография. Думаю, этот творческий коллектив еще удивит нас, и от души желаю ему успехов!

Попытку освоить труднейший жанр мюзикла предприняли еще два коллектива – театральная студия РДК села Верхняя Хава – музыкальная сказка «Летучий корабль» (режиссер Ирина Маракаева) и «Электротеатр» клуба ОАО «Электросигнал» (Воронеж) – героическая трагикомедия «Бумбараш» по Аркадию Гайдару (режиссер Дмитрий Дубровский). Верхнехавцы прекрасно справились с задачей. Спектакль получился красочный, праздничный, яркий по сценографии и костюмам. Замечательные актерские работы у Татьяны Черкашиной (Забава), Михаила Сапрыкина (Полкан), Нины Шишкиной (Водяной), Татьяны Чурсиной (Бабка-Ёжка).

Увы, не могу того же сказать о «Бумбараше». Пение под фонограмму, неубедительность режиссерского решения, неотработанность массовых сцен, стертость актерских работ – все это огорчило. Коллектив для Дмитрия Дубровского новый – так зачем было брать такую сложную вещь, начали бы с чего-нибудь попроще.

Налетом музыкальности отмечен и спектакль давно знакомого коллектива Лискинского народного театра – «Рассказы» по Михаилу Зощенко в постановке ветерана любительского театра Маргариты Повышевой.

Спектакль изобилует замечательными актерскими работами, создавая ровный ансамбль, в котором, однако, есть свои солисты: Ирина Горбатенко (Дуся и староста коммуналки), Александр Буряков (Хренов и Николай), Артист (Александр Межевикин) и его жена (Ольга Брыкова). В игре Межевикина мне понравился легкий намек на Олега Даля в фильме «Не может быть»: его песенка, его элегантность, пластика, даже костюм. Такие цитаты из любимых фильмов, на мой взгляд, вполне уместны, тем более что сделано это изящно и со вкусом.

П олнее всех в программе фестиваля был представлен Бобров: народный театр показал два спектакля в постановке Надежды Лизневой: «Гарнир по-французски» М.Камолетти и «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, а арт-студия «Лира» – «Ехай» Нины Садур (режиссер Татьяна Колмакова).



«Гарнир по-французски» вполне соответствует своему названию, а вот жанр определен неверно: какая же это комедия-памфлет? Памфлет предполагает сатирически-обличительную тематику, а это излюбленный французами, постановщиками коммерческих пьес, сюжет о супружеской неверности. Понятно, что взята она ради привлечения зрителя, и играют бобровцы неплохо, но, как верно отметил член жюри Виктор Шаманин, в такого рода пьесе нужно каждое событие её дать по нарастающей, чтобы последующее было сильнее предыдущего.

Что касается очень сильного по замыслу и воплощению спектакля «Ехай», то он подарил нам лучшую женскую роль фестиваля – Анастасию Петряеву в роли Бабки в сапожках.

Второй спектакль вполне соответствовал пьесе Александра Володина: зарисовки разводящихся в суде пар на фоне улицы, по которой спешат прохожие, идет жизнь, а здесь она у многих разбивается. Все более-менее убедительны, но жюри отметило как лучший дуэт Владимира Новикова и Ирины Кашицкой.

Что касается очень сильного по замыслу и воплощению спектакля «Ехай», то он подарил нам лучшую женскую роль фестиваля – Анастасию Петряеву в роли Бабки в сапожках. Она была даже не в сапожках, а в валенках, что более соответствует духу спектакля. Очень юное лицо, замотанное платком, символ вечной женственности, причем в русском её варианте: пожалеет, спасет, выведет на прямую дорогу. Несомненная удача режиссера и актрисы!

Были в программе и спектакли по классике: два по Чехову – «Персонажи» (Никольский народный театр, режиссер Светлана Сукачева) и «Шутка, шутка» (народный театр Воронежского государственного университета инженерных технологий, режиссер Владимир Разуваев). Обе постановки вполне традиционны, никаких современных новаций, только тщательная проработка материала. И в этом смысле спектакль Светланы Сукачевой я бы назвала образцовым.

Уж сколько, казалось бы, мы видели инсценировок таких рассказов, как «Хирургия», «Злоумышленник» или «На чужбине». И в исполнении каких артистов! Но Светлану это ничуть не смутило. Никому не подражая, она так тщательно проработала материал, что её артисты (хочу назвать всех четверых: Сергей Новиков, Михаил Сапрыкин, Александр Ковалев, Алексей Левин) играют по-своему, очень убедительны и очень смешны в чеховских персонажах. Причем смешны они от внутреннего состояния, а не путем каких-то внешних приёмчиков. Если хотите, это пример образцовой работы с актерами-любителями.

И наконец, очень спорный спектакль – «На чашку чая» – драматургическая версия Ю.Бородина по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Женитьба» в постановке панинского народного театра «Вдохновение» (режиссер Юрий Заздравных). Он понравился мне, но моё мнение не разделили остальные члены жюри.

Объясняю свою позицию. Сейчас очень много претензий предъявляется режиссерам, пытающимся осовременить классику. Персонажи Островского, Чехова или Гоголя ходят с мобильными телефонами, в современных костюмах, живут современными ритмами и говорят с современными интонациями. Кого-то это возмущает, кто-то более спокоен.

Ясно одно: чтобы спектакль принял зритель, концепция режиссера должна быть более чем убедительной, продуманной до мелочей. Гоголевскую «Женитьбу» играли и как водевиль, и как фарс, и, наконец, как трагикомедию. Юрий Заздравных нашел в гоголевской комедии современные мотивы, но простодушно решил основу пьесы сохранить, дописав сцены из современной жизни (эту версию сочинил для театра Ю.Бородин). Вместо купеческой дочери Агафьи Тихоновны возникли современная бизнес-вумэн Зоя Подпругина, её подруга Рита и Марфа Ивановна, сваха. А все гоголевские женихи и двигатель действа Кочкарев (удивительно энергичен в этой роли Василий Золотарев!) сохранены. Чужеродный текст, как ни странно, не режет ухо, там встречаются довольно остроумные вещи по поводу нашей жизни. А уж некоторые гоголевские пассажи удивительно с ней сочетаются.

Актеры играют озорно, весело, раскованно, зрители покатываются со смеху. Такой вариант, на мой взгляд, честнее, чем натужные придумки некоторых «реформаторов».

Фестиваль закончился праздником вручения дипломов и премий. Администрация Верхнехавского района не пожалела средств, жюри – усилий, в результате ни одна достойная актерская работа не осталась без внимания. А удач оказалось много.

Хочется надеяться, что фестиваль с такой многолетней историей все-таки будет продолжать существовать и радовать всех любителей самодеятельного театра.


Фото Екатерины РЫДАНСКОЙ.


Сцена из спектакля «Ехай».


Сцена из спектакля «Персонажи».

Источник: газета «Коммуна» | №69 (26816) | Пятница, 7 сентября 2018 года

Ещё новости о событии:

«В муках сердечных образ рождается…» - Communa.Ru
Жизнь вне Интернета | Очередной фестиваль «Театральные встречи в Никольском» вновь подтвердил, что любителей сценического искусства у нас не становится меньше Фестиваль-конкурс существует уже 24 года,
19:14 06.09.2018 Communa.Ru - Воронеж
Жизнь вне Интернета | Очередной фестиваль «Театральные встречи в Никольском» вновь подтвердил, что любителей сценического искусства у нас не становится меньше Фестиваль-конкурс существует уже 24 года,
19:13 06.09.2018 Voronezh-News.Net - Воронеж
 
По теме
На пресс-конференции четвёртого сентября художественный руководитель театра Михаил Бычков и хореограф-постановщик Константин Кейхель представили программу нового, 25-го, сезона.
На пресс-конференции четвёртого сентября художественный руководитель театра Михаил Бычков и хореограф-постановщик Константин Кейхель представили программу нового, 25-го, сезона.
Местная жительница осуждена за истязание приемных детей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении 43-летней местной жительницы.
Следственный комитет
Истец, действуя в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына, обратился в суд с иском к учреждению здравоохранения, указывая,
Грибановский районный суд
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
Библиомикс «Сказочная карусель» - Острогожская ЦБ В Коротоякской детской библиотеке прошло увлекательное командное мероприятие в формате библиомикса "Сказочная карусель", положившее начало Неделе детской книги.
Острогожская ЦБ
Акция: «Книге - новую жизнь» - Острогожская ЦБ Помочь провести мелкий ремонт книг пришли дети. В рамках Акции библиотекарь рассказала детям об истории книги и книгопечатания.
Острогожская ЦБ