«Начнешь жалеть – сломаешься»

«Начнешь жалеть – сломаешься»
Фото: www.bereg.vrn.ru
Мы привыкли думать, что профессия учителя и воспитателя непопулярна среди молодежи, а работать там, где есть особенные дети – с ограниченными возможностями здоровья или ментальными нарушениями – новоиспеченные педагоги и вовсе не торопятся. Екатерина Леденева в свои 25 лет решила посвятить себя детям с расстройством аутистического спектра (РАС). Сегодня она работает в ресурсной группе воронежского детского сада общеразвивающего вида №93.

ПОИСК СЕБЯ

К решению работать с особенными детьми Катя пришла не сразу: окончив школу, она поступила в медицинский университет и планировала стать терапевтом. Но через год по состоянию здоровья ей пришлось забрать документы из вуза.

– У меня не было понимания, кем я хочу работать, поэтому позволила родителям решить все за меня. Так я оказалась в педагогическом, и на тот момент, если говорить откровенно, была уверена, что никогда не буду работать с детьми. Я не считала эту работу сложной или неинтересной, она просто не была для меня привлекательной, – рассказывает Екатерина.

Педагогический университет стал для студентки Леденевой возможностью получить «корочку»: к занятиям девушка относилась расслаблено и без особого энтузиазма, пока вдруг не осознала, что все здесь дается ей удивительно просто.

– Сейчас я думаю, что это был первый звоночек: в моем сознании что-то изменилось, появилось понимание, что профессия, на которую я училась, была мне более близка, чем я сама думала, – до сих пор удивляется Катя. – Я раньше вообще всем говорила, что не люблю детей.

Сопротивляться очевидным вещам Катя перестала, когда пришла обучаться вождению. Девушка – инвалид детства по зрению: у нее минус восемь. И именно эта ее особенность подтолкнула к решению работать с детьми по-настоящему «особенными».

– Я увидела, как в центре вождения взаимодействуют с людьми, у которых есть инвалидность. Нужно быть очень чутким и внимательным педагогом, чтобы не только обучить такого ученика вождению (а заниматься приходится с колясочниками, людьми с ослабленным слухом, даже со слабовидящими), но и грамотно выстроить диалог с таким учеником, чтобы он не чувствовал себя в чем-то ущемленным, – рассказывает Леденева. – Я поняла, что такая работа мне нравится. В центре мне подсказали, что появилась такая новая профессия, как тьютор. Он своего рода посредник между традиционным педагогом и ребенком, постоянно находится рядом с ребенком на всех уроках в школе или садике, сопровождает его в столовую, помогает ему в учебе, в процессе социализации. Я поняла, что у меня получится.

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

Катя искала подходящее место через центр занятости населения. Там ей предложили множество вакансий в общеобразовательные учреждения и центры дополнительного образования, но она предпочла стать помощником воспитателя в детском саду в ресурсной группе.

– Я пришла на должность тьютора, но фактически являюсь воспитателем. На тьютора у нас пока не обучают. Для нашей страны тема аутизма еще довольно новая, поэтому и нерешеных организационных вопросов – масса. Тем не менее, я работаю с детками-аутистами и участвую в процессе их социализации, – объяснила Леденева. – Дети с аутизмом особенные. У них занимательные игры, не похожие на другие. Например, сначала мы играем в прятки и только потом в догонялки. И только в такой последовательности. И если я играю с детьми в прятки, то и спрятаться я должна хорошо, а не просто встать, к примеру, за штору. В противном случае игра не состоится! Кто-то может часами раскладывать предметы по цветам, и отвлечь его от этого занятия будет невозможно, – рассказывает Катя. – Порог чувствительности у детей с аутизмом бывает или очень низкий, или очень высокий, поэтому они могут неожиданно резко реагировать на обычные для нас звуки или простые прикосновения. В нашей группе есть мальчик, который не переносит шум, и он постоянно ходит в специальных звукопоглощающих наушниках. Нужно понимать, что дети с одинаковым диагнозом очень разные, и к каждому нужен свой подход, для каждого прописывается своя программа социализации, а у педагога-воспитателя тоже есть своя инструкция. Вот, например, ты сказал ребенку ждать – он и стоит спокойно. А другой ребенок при этом будет «поднывать», и тут ничего не исправишь, у него такая реакция на просьбу. И заставить его реагировать подругому невозможно. Для ребенка это будет стресс.

В работе с особенными детьми важно, по словам воспитателя, подавить жалость к ним. Да, именно это – залог успешной «психологически здоровой» деятельности.

– Начнешь жалеть – сломаешься. Возможно, поэтому несколько девочек, которые окончили курсы тьюторов, надолго не задержались в нашем садике, – объясняет Леденева. – Я могу позволить себе прикрикнуть на ребенка с РАС, и он понимает – его поведение неправильно, надо исправлять ситуацию. А есть и обратная история, когда дети начинают откровенно «вредничать», а я не обращаю на них внимания. С ними сложно, но сложно с любым ребенком. У меня получается говорить с детьми на одном языке. И даже когда прихожу на работу в плохом настроении, они помогают мне развеяться. Я люблю свою работу за теплую домашнюю атмосферу, за то, что меня тут всегда ждут. Здесь могу позволить себе подурачиться, чего не сделаешь в офисе, магазине или ресторане.

Молодой педагог о работе со сложными детьми, аутизме и выборе необычной профессии
 
По теме
Местная жительница осуждена за истязание приемных детей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении 43-летней местной жительницы.
Следственный комитет
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека