Воронеж. 05.07.2017. ABIREG.RU – Бывший руководитель УФНС России по Воронежской области Сергей Дуканов выразил мнение, что обязательное внедрение в розничную торговлю онлайн-касс – специальной контрольно-кассовой техники, которая передает данные о платежах в налоговую в режиме онлайн, – возымеет эффект только в случае введения в России налога с продаж. Об этом господин Дуканов написал в своем блоге на «Абиреге».
Рассуждая об эффективности внедряемого механизма, господин Дуканов полемизирует с «настойчиво озвучиваемой мыслью об очевидности налогового эффекта указанных изменений в учете наличности». «По мнению авторов реформы, механическое объединение информации о счетах-фактурах, книг покупок и продаж, сведений о денежном обращении в розничной торговле должно непременно дать бюджетный эффект. При этом не дается ответ, за счет чего указанный эффект будет обеспечен: за счет увеличения налогооблагаемой базы или за счет улучшения налогового администрирования», – уточняет господин Дуканов.
По его мнению, «не вызывает сомнений, что налоговая база от перехода предпринимательского сообщества на онлайн-кассы не увеличится». «Не будет создан ни дополнительный капитал, ни дополнительные товары, работы и услуги. Сокрытие выручки в качестве способа уменьшения налогооблагаемой базы использовалось в России до конца 90-х годов прошлого века – до введения упрощенной системы налогообложения. В настоящее время в условиях существования упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, патентной платы бизнес прекратил прибегать к таким способам уменьшения налогового бремени», – уверен Сергей Дуканов.
Утверждение о возможном улучшении налогового администрирования господин Дуканов также ставит под сомнение. «Автоматизация процесса сбора информации о денежном обращении в рознице должна сократить как издержки предпринимателей на ведение налогового учета, так и издержки государства. Однако, каким образом может быть достигнут такой эффект, авторы идеи онлайн-касс умалчивают. Какие инструменты налогового администрирования приведут к росту бюджета, организаторы нововведения также не раскрывают, ограничиваясь констатацией факта его очевидности. Наивно ожидать увеличения налоговых платежей от предпринимателя, уплачивающего фиксированную сумму патента после установки кассы пусть даже с фискальным накопителем памяти», – поясняет он.
Бывший начальник воронежского УФНС констатирует, что эффект налогового администрирования от внедрения реформы возможен только при введении в стране налога с продаж. «Если авторы проекта принимали в расчет последующее его использование в целях администрирования налога с продаж, то такое решение можно назвать предусмотрительным», – резюмирует господин Дуканов.
Напомним, что изменения в № 290-ФЗ обязали предпринимателей до 1 июля зарегистрировать контрольно-кассовую технику (ККТ) по новому порядку. Он предполагает электронный обмен информацией от предпринимателей в налоговые органы по Интернету. «Отсрочка» на год, до 1 июля 2018-го, дается только предприятиям сферы услуг, владельцам торговых автоматов, а также лицам, применяющим патент и ЕНВД, то есть малому бизнесу, который ранее был не обязан применять ККТ.
Стоит отметить, что отведенный законом срок оказался явно недостаточным для внедрения нововведения. Из-за дефицита техники значительная часть розницы не успела перейти на новый порядок работы. В частности, по состоянию на конец апреля текущего года из 19 тыс. ККТ, которые подлежат перерегистрации в Воронежской области, пока прошли оформление 5 тыс. единиц техники. В результате налоговая служба планирует не штрафовать предпринимателей, которые не успели перейти на онлайн-кассы до 1 июля, если к этой дате они успели заключить договор на поставку кассового аппарата.
Андрей Прах