Ради денег и славы?
– В одном из недавних интервью вы говорили, что музыканты существуют ради денег и славы…
– Это фраза, вырванная из контекста. Я говорил о другом… О том, что Элвис Пресли ничего не хотел сказать своим творчеством. Он хотел обниматься с девушками, хотел миллион долларов и чтобы его все обожали и носили на руках. Всем этого хочется. Даргомыжскому этого хотелось и Римскому-Корсакову, и даже Глинке.
– И вы хотите миллион долларов?
– И я. Но не миллион. Я взял бы 250 миллионов. И тогда следующие пару лет у нас со звукозаписью не было бы проблем.
– На ваших последних альбомах часто можно услышать иностранных музыкантов. Не хотелось отправиться с ними в тур по России?
– А мы ездили... У нас в составе группы «Аквариум» иногда появляются ударник группы King Crimson Джереми Стейси и гитарист группы Оasis Пол Стейси – мои старинные приятели. Брайан Финнеган, который входит в состав «Аквариума» последние 9 лет – лучший флейтист Ирландии. Работали с Лиамом Бредли – ударником Вэна Мориссона… Да много кто с нами ездил…
– В апреле в Москве будет выступать известный шотландский мультиинструменталист Ян Андерсон, с которым вы тоже сотрудничали. Вы пойдете его послушать?
– Мы в апреле будем где-то на Волге играть... Ян – чудный человек, но я предпочитаю слушать его в записи. Но вы ему этого не говорите, потому что он в свое время совершил очень благородный поступок по отношению к нам. Для альбома «Соль» он сыграл нам соло «Любовь во время войны», после чего я ему написал: «Ян, мы хотим вам заплатить». На что он ответил гениальной фразой: «Борис, там, где мне нравится, я играю бесплатно. А там, где мне не нравится, я не играю вообще!» Он гений, не зря я его люблю.
– Сейчас бытует мнение, что рэп-культура стремительно вытесняет рок-музыку на второй план... Не обидно ли вам и смотрите ли вы популярные сегодня рэп-баттлы?
– Я рос на окраине Петербурга. У нас был огромный двор и на детской площадке – беседочка из дерева. В этой беседочке вместо детей все время отдыхали алкоголики, и я в возрасте 6-7 лет таких рэп-баттлов там наслушался, что мне уже незачем сейчас все эти второсортные «посылы» слушать. А первосортных наслушался в детстве.
В каждом городе – свои
– Раньше было очень модно играть квартирники, почему сейчас эта традиция ушла?
– Я с огромным удовольствием до сих пор делаю это. Я вообще стараюсь, чтобы каждый наш концерт был своеобразным «квартирником». Вы знаете, чем квартирник отличается от обычного концерта? Тем, что в нем нет правил и в любую минуту можно повернуть все и начать делать не так, как планировалось. На мой взгляд, любой концерт должен быть таким.
– А к корпоративам как относитесь? Не раздражает жующая публика?
– Корпоративы мы играем с удовольствием, потому что они, как и мои картины, дают деньги на звукозапись. Кроме того, туда нас, как правило, зовут люди, которые нас и так любят. Поэтому нам не приходится никого перекрикивать – эти люди спокойно сидят и слушают.
– А вам все равно, для кого выступать?
– Нет, я люблю выступать для своих. За что я страшно люблю Россию – очень много своих в каждом городе. Если нас пригласят неприятные нам люди, мы просто пошлем их на фиг!
– Недавно в интернете появились кадры со съемок новой картины «Лето», которую Серебренников снимает о Викторе Цое. Поклонники возмущаются непохожестью актера на самого Цоя. А вы что думаете по этому поводу? Так ли уж важно внешнее сходство или главнее передать внутреннее содержание?
– Любой кинорежиссер вправе делать абсолютно все, что он хочет, это его творение. Но если придет какой-нибудь режиссер и будет снимать фильм про какого-нибудь Гребенщикова, я лично ему уши надеру. Я не хочу, чтобы использовали мое имя. Однажды мне принесли сценарий, и это была такая чудовищная параша! Писали люди, которые не то что не понимают, что мы делали, они даже не были в одной Вселенной с тем, что мы делали. У них совершенно другая мотивация, и мне неизвестны даже такие плохие слова, применимые к этим людям.
– А вы хотите, чтобы об «Аквариуме» действительно хороший фильм сняли? На память потомкам…
– Плевать мне на потомков и на память плевать. Мы существуем для вас здесь и сейчас. Потомки – плод нашего воображения. Мы – особь уникальная, про нас снять ничего нельзя. Все, что снимут, будет ерундой, поэтому мы не хотим «попадать в историю».
Музыкант Борис Гребенщиков – о творчестве, рэп-культуре и любви к России