В Воронежской области растёт количество получающих общее образование детей с ОВЗ

Врио руководителя департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов
Фото: communa.ru


По данным мониторинга, количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ОВЗ) ежегодно возрастает, отметил на еженедельном оперативном совещании у губернатора первого октября врио руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Олег Мосолов проинформировал о ходе реализации регионального Проекта «Создание системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ в Воронежской области с учётом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей («Особенный ребенок»)».

Действующий закон предусматривает право на образование детей с ОВЗ в течение всей жизни и, вместе с тем, обязывает органы власти и местного самоуправления создавать необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации таких детей, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных подходов. С 2013 года в Воронежской области реализуется комплексная программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Аутизм. Маршруты помощи». Деятельность по созданию условий для качественного образования детей с РАС помогла сформировать системный подход к образованию детей других нозологических групп. А уже в 2017 году проектным комитетом при Правительстве Воронежской области было принято решение об утверждении паспорта регионального приоритетного проекта «Особенный ребенок».

На начальном этапе его реализации были определены и сформулированы основные проблемы, на решение которых направлен проект. Это проблемы, связанные с ограниченным доступом детей с ОВЗ к образовательным услугам, низкий уровень создания специальных условий в образовательных учреждениях, недостаточная квалификация педагогов и глобальная проблема формирования толерантного отношения к особенным детей.

Основная цель проекта – обеспечить возможность предоставления общего образования в форме инклюзивного образования для 100% детей с ОВЗ из числа выбравших эту форму посредством внедрения эффективных образовательных моделей, создания специальных образовательных условий и системы комплексного сопровождения детей с различными нарушениями.

Для анализа результативности проекта разработаны основные показатели и их значения по годам. На сегодняшний день фактические данные превышают значения запланированных показателей, отметил Олег Мосолов.

В целях координации усилий разных служб и ведомств в 2017 году был создан Ресурсный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Одним из принципиальных моментов, по словам Олега Мосолова, является включение в единую систему психолого-медико-педагогических комиссий всех уровней, начиная с регионального и заканчивая школьным, и использование в качестве кураторов по нозологиям специальных коррекционных учреждений, а также обеспечение Воронежским институтом развития образования методического, научного и образовательного аспектов проекта, в том числе с привлечением специалистов федерального и международного уровня.

На уровне дошкольного образования, в соответствии с запросами родителей, продолжают работать два коррекционных центра для детей дошкольного возраста с круглосуточным пребыванием, сеть муниципальных учреждений дошкольного образования компенсирующего и комбинированного видов для детей с отклонениями в развитии. А также, уже в течение нескольких лет, формируется сеть инклюзивных детских садов. На сегодняшний день в 143 дошкольных учреждениях области на основе инклюзии воспитываются более двух тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Ещё три года назад детские сады таких детей не принимали, заметил Олег Мосолов.

В ближайшей перспективе, в соответствии с утвержденным Федеральным проектом «Поддержка семей, имеющих детей» Национального проекта «Развитие образования», планируется создание консультационных центров по сопровождению детей до трёх лет и их родителей. На региональном уровне уже накоплен опыт в данном направлении, и, с учётом нацпроекта, работа будет продолжена, отметил Олег Мосолов.



Анализ статистических данных свидетельствует, что количество детей с ОВЗ, получающих общее образование, растёт, как в рамках инклюзивной, так и в рамках коррекционной модели. Было отмечено, что в Воронежской области, одной из немногих в стране, не сокращено ни одно коррекционное учреждение. Также есть понимание, что требуется увеличение количества квалифицированных кадров и расширение комплекса специальных образовательных условий.

В настоящее время в 493 школах области созданы специальные образовательные условия для реализации инклюзивных практик. Более четырёх тысяч детей обучаются по адаптированным образовательным программам.

В рамках Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Развитие образования» продолжится оснащение коррекционных школ специальным оборудованием. А также будет продолжена работа по Федеральной программе «Доступная среда», проинформировал Олег Мосолов.

Врио руководителя департамента также подчеркнул, что обеспечение качественного образования детей с ОВЗ невозможно без квалифицированных, подготовленных кадров. Этому направлению в последние два года уделялось особое внимание. С 2015 года Воронежская область – пилотный регион по апробации и внедрению федерального стандарта для детей с ОВЗ. За три года курсы повышения квалификации и переподготовку уже прошли более полутора тысяч специалистов из 523 учреждений. Фактически повышение квалификации проводилось для школьных команд, поскольку одному учителю решить проблемы обучения и адаптации особенного ребенка невозможно. Задачей сегодняшнего дня является обеспечение подготовки всех учителей базовым компетенциям по работе с данной категорией детей уже на студенческой скамье. Такой опыт есть в Воронежском государственном педагогическом университете. Его, по мнению Олега Мосолова, необходимо распространять на все учреждения, готовящие кадры по направлению «педагогическое образование».

Действующая модель реализации Проекта «Особенный ребенок» скорректирована с учётом достигнутых результатов и Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Национального проекта «Развитие образования». Новая модель предусматривает включение в неё Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей, осуществляющего функции ресурсной базы для подобных центров муниципального и учрежденского уровней.

В качестве содокладчика по данному вопросу выступила уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области Ирина Попова. Она отметила несколько проблем инклюзивного образования. Это недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования, и неготовность общества принять детей с ОВЗ.

Ещё одной проблемой, не позволяющей качественно организовать образовательный процесс для такого ребенка в системе инклюзии, является нежелание многих родителей предоставлять информацию о наличии у ребенка заболевания. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление документов, свидетельствующих об инвалидности. Однако факт сокрытия сведений об особенностях развития ребенка не отвечает его интересам, а своевременное предоставление педагогам информации о психофизических особенностях ребенка позволит педагогам осуществлять индивидуальный подход при обучении и предотвращать случаи нарушения его прав. Ирина Попова подчеркнула: необходимо проводить разъяснительную работу с родителями и детьми, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования и воспитания толерантного отношения к особенным детям.

Отвечая на вопрос губернатора об обеспечении потребности в инклюзивном обучении в регионе, Олег Мосолов пояснил, что отказов по линии общего образования нет: коррекционные учреждения и школы принимают заявки в полном объеме. Что касается детских садов, где инклюзия не является обязательной формой, есть нюансы, когда, например, при тяжелом заболевании инклюзивное образование предоставить невозможно. В подобных случаях проводится разъяснительная работа.

– Будем держать на контроле, чтобы те, кто для своих детей такую форму образования выберет, могли её получить, – обозначил задачу Александр Гусев .

Ещё новости о событии:

В Воронеже обсудили реализацию регионального проекта по созданию системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью В 493 воронежских школах созданы условия
13:14 02.10.2018 Единая Россия - Воронеж
По данным мониторинга, количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ОВЗ) ежегодно возрастает,
11:51 02.10.2018 Voronezh.Ru - Воронеж
Реализацию регионального проекта «Создание системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ в Воронежской области с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей («Особенн
10:42 02.10.2018 ИА Воронеж-Медиа - Воронеж
По данным мониторинга, количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ОВЗ) ежегодно возрастает,
10:33 02.10.2018 Voronezh-News.Net - Воронеж
Врио руководителя департамента образования, науки и молодежной политики области Олег Мосолов - Communa.Ru
По данным мониторинга, количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ОВЗ) ежегодно возрастает,
10:06 02.10.2018 Communa.Ru - Воронеж
На еженедельном оперативном совещании в облправительстве 1 октября 2018 года обсудили региональный проект «Создание системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ в Воронежской области с учетом разнообрази
22:01 01.10.2018 Voronezh-News.Net - Воронеж
На еженедельном оперативном совещании в облправительстве 1 октября 2018 года обсудили региональный проект «Создание системы обеспечения равного доступа к образованию детей с ОВЗ в Воронежской области с учетом разнообрази
21:52 01.10.2018 Bloknot-Voronezh.Ru - Воронеж
Центры появятся в рамках федерального проекта. В Воронежской области создадут консультационные центр по сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) до трех лет и их родителей.
19:53 01.10.2018 РИА Воронеж - Воронеж
1 октября на еженедельном оперативном совещании, которое провел губернатор Воронежской области Александр Гусев,
18:21 01.10.2018 Правительство Воронежской области - Воронеж
 
По теме
Преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии ВГУ Ольга Иванова вошла в число экспертов регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
В рамках национального проекта «Демография» до 2021 года на территории Воронежской области будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
У поэзии нет границ. Преподаватели института международного образования Ольга Сергеевна Алексеева и Наталья Вадимовна Дьякова  провели мероприятие «Письма из дома» для иностранных учащихся.
Вода против стресса. Новые упражнения в бассейне - Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко В очередном выпуске программы «Лаборатория здоровья», которую выпускает телекомпания «Вести Воронеж», инструктор по аквааэробике спортивно-оздоровительного комплекса ВГМУ им.
Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко
Местная жительница осуждена за истязание приемных детей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении 43-летней местной жительницы.
Следственный комитет
Истец, действуя в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына, обратился в суд с иском к учреждению здравоохранения, указывая,
Грибановский районный суд
Библиомикс «Сказочная карусель» - Острогожская ЦБ В Коротоякской детской библиотеке прошло увлекательное командное мероприятие в формате библиомикса "Сказочная карусель", положившее начало Неделе детской книги.
Острогожская ЦБ
Акция: «Книге - новую жизнь» - Острогожская ЦБ Помочь провести мелкий ремонт книг пришли дети. В рамках Акции библиотекарь рассказала детям об истории книги и книгопечатания.
Острогожская ЦБ