Билет на балет | Вечер памяти Народной артистки РСФСР Набили Валитовой прошёл в Воронежском театре оперы и балета
Набиля Валитова вместе со своим мужем Яковом Лифшицем (тоже солистом балета) переехала в Воронеж в 1961 году. Собственно, с этого момента и начинается на воронежской сцене балет как таковой - с постановок полноценных классических произведений.
Виктор Силин
За плечами Набили Валитовой уже была большая танцевальная школа. Девочка из башкирской деревушки сумела поступить в Ленинградское хореографическое училище ("Мой первый педагог Л.М.Тюнтина говорила мне, что "сразу заметила в этой дикарке с взглядом черных внимательных глаз танцевальные способности", - вспоминала на склоне лет Набиля Галиевна), потом была война и возвращение в Уфу, участие в спектаклях местного театра оперы и балета, а после войны - вновь Ленинградское хореографическое училище, класс выдающегося педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. "А ты знаешь, что Майя Плисецкая страстно мечтала заниматься у Агриппины Яковлевны, - говорила мне Валитова, - а пришлось только месяц, мне же повезло намного больше".
Уже в 1955 году выдающийся балетмейстер Ростислав Захаров так писал в "Советской культуре" о постановке балета "Лауренсия": "Очаровательна Н.Валитова - Паскуала. Она сразу покорила зрительный зал своей искристой жизнерадостностью. Шумными аплодисментами встретила публика её вариацию в картине свадьбы. У этой артистки все как бы создано для танца: изящная фигура, живое выразительное лицо, музыкальность, а также природный юмор - качества, очень ценные в нашем искусстве".
Как-то я спросил Набилю Галиевну о том, какие партии ей наиболее близки?
- Знаешь, - сказала она, - ответ мой может показаться странным: близки мне трагические партии, а люблю - жизнерадостные и жизнеутверждающие.
Но, думаю, здесь нет ничего парадоксального, а есть своя логика, логика жизненного пути Набили Валитовой: детство девочки-подростка, которое пришлось на годы войны (отсюда и трагизм) и желание во что бы то ни стало добиться своей мечты, стать балериной. А отсюда происходит жизнеутверждающая сила.
Когда Набиля Валитова говорила о любимых партиях, то в ряду названий обязательно звучали и Хозяйка Медной горы, и романтическая Эсмеральда, и Сари из балета "Тропою грома", и Зарема из "Бахчисарайского фонтана". Но особо она выделяла Китри из "Дон Кихота".
Вот что писал журнал "Театральная жизнь" о Китри Валитовой: "Уже в первой вариации - вся Китри. Сразу - бурный всплеск радости, сразу - прыжки и вращения высокой сложности. Здесь техника артистки доведена до виртуозности: стальные пуанты, ажурность исполнения". И далее: "У Валитовой легкий и моментальный прыжок. Она отрывается от пола внезапно, и тело её в воздухе мгновенно принимает заданное положение. В партии Китри четкость и сила этого прыжка отлично подчеркивают "земное происхождение" героини"БЂ¦
Почему-то я уверен, что, доведись Набиле Галиевне увидеть, как танцевали на её вечере Grand pas из "Дон Кихота" студентка-третьекурсница Воронежского хореографического училища, дипломант международного конкурса Галина Грачева вместе с солистом балета Михаилом Ветровым, то осталась бы ими довольна. Тот же страстный порыв ликующих чувств, та же радость в передаче человеческого бытия.
Вообще, вечер, подготовленный и поставленный ученицей Набили Валитовой и продолжательницей её дела Народной артисткой России Татьяной Фроловой (она художественный руководитель Воронежского хореографического училища), отличается каким-то изысканно-сдержанным стилем, гармоничным сочетанием в программе классики и современного танца.
Первое отделение - это "Класс-концерт", когда на сцене воссоздается та обстановка и атмосфера, которые царят на каждодневных занятиях в балетной школе. Нам как бы дали возможность увидеть то, как огромным трудом педагога и ученика куется мастерство танцовщика. И на все происходящее добрым взглядом взирала с портрета, спроецированного на занавес, сама Набиля Галиевна Валитова. И тем самым создавалось впечатление, что она в очередной раз присутствовала на уроке, которых за свою жизнь дала не одну сотню.
Во втором отделении мы как бы из балетного класса переместились в зрительный зал, на сцене которого предстали фрагменты из балета "Шопениана" в хореографии Михаила Фокина и в исполнении учащихся Воронежского хореографического училища, адажио из "Тщетной предосторожности", которое исполнили студентка второго курса Маргарита Почивалова и солист балета Вадим Мануковский, па-де-де из балета "Щелкунчик", которое представили лауреаты международного конкурса Марта Луцко и Иван Негробов.
Стройно и выразительно звучал оркестр под управлением Татьяны Шипулиной.
Неоклассика в балете выдающегося хореографа Дж.Ноймайера в его "Даме с камелиями" в полной мере соответствует актерскому темпераменту Екатерины Любых. В её танце чувствуется потрясающая жажда жизни, страстное желание преодолеть все жизненные невзгоды. Рисунок роли - графически ясный и точный - логически перетекает в лирически окрашенный. Здесь, по-моему, молодая танцовщица наиболее близка к той балетной традиции (чего стоит только пластика рук!), которую всю жизнь исповедовала Набиля Валитова.
БЂ¦На выпускном вечере Агриппина Яковлевна Ваганова подарила Набиле Валитовой свою книгу "Основы классического танца" с такой надписью: "Милая Набиля, продолжай так же усердно, плодотворно работать и достигнешь в искусстве многого". Она всегда помнила этот завет своего Учителя, всегда ему следовала и достигла многого.
Очень многого.
Набиля Валитова и Яков Лифшиц на съёмках на Воронежском телевидении, конец 60-х годов.
Фото Виктора Мунякина, публикуется впервые (архив "Коммуны").
Танцуют Галина Грачёва и Михаил Ветров. Фото Михаила Вязового.
Сцена из балета "Шопениана"
Источник: газета "Коммуна", Б„–8 (26652) | Вторник, 31 января 2017 года
Источник: Газета "Коммуна"
Источник: Voronezh.Ru
31.01.2017 06:38