Притяжение космоса

Земляки | 11 июля отмечает 80-летие один из корифеев ракетного двигателестроения России Владимир Рачук

Жизненный путь Почётного гражданина Воронежа, Почётного гражданина Воронежской области Владимира Рачука, возглавлявшего двадцать два года в должности генерального директора – генерального конструктора Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА), складывался вопреки обстоятельствам. Судьба настойчиво поворачивала его в сторону от космоса, но он упорно шёл к цели. Сегодня его по праву называют корифеем ракетного двигателестроения.

Сергей Воронцов

Владимир Рачук родился в Перми, но спустя восемь лет семья переехала в Воронеж. Окончив в 1954 году десятилетку, Владимир встал перед выбором жизненного пути. В юности его манило небо, но авиационный институт был далеко, а строительный – рядом. Владимир поступил в Воронежский инженерно-строительный институт. В 1959 году дипломированный специалист поехал на строительство Назаровской ГРЭС под Красноярском. Эти годы запомнились неиссякаемым энтузиазмом и первым житейским опытом. Работа секретарем комитета комсомола ударной комсомольской стройки отнимала все свободное время, но была по душе, тем более что помогла познакомиться с очаровательной девушкой из Донбасса – Валентиной, которая стала верной спутницей на всю жизнь.

На заре новой эры

Конец 50-х годов стал зарёй космической эры. Запуск первого спутника и знаменитый полет вокруг Земли Юрия Гагарина ликованием встречала вся страна. Страсть к небу вновь вспыхнула в сердце Владимира Рачука. В 1963 году он вернулся в Воронеж с целью получить второе образование уже по специальности, связанной с созданием ракетно-космической техники.

Добиться этого в то время было практически невозможно. Постановление Правительства СССР аргументировало такое положение дел предельно просто: бесплатное обучение обязывало возвращать долг Родине в рамках полученной профессии. По этой причине Московский и Казанский авиационные институты прислали Владимиру отказы.

Тогда он пошел к цели другим путем. Чтобы быть ближе к создателям космической техники, Владимир определился вначале прорабом к военным строителям, которые работали на территории Воронежского механического завода и КБХА, а позже перешел в отдел капитального строительства ВМЗ.

Получив на руки документ о принадлежности к оборонному предприятию, Владимир Рачук поступил сразу на 4-й курс факультета двигателей летательных аппаратов Воронежского политехнического института. А уже в марте 1964 года в трудовой книжке появилась запись о приеме на работу в заветную организацию «Почтовый ящик 20» (КБХА).

Здесь Владимир Сергеевич начал трудиться в должности рядового конструктора. Под руководством молодых, но уже опытных наставников Валерия Козелкова, Виктора Ежова, Виталия Зиземского, Льва Позднякова Владимир Рачук принял участие в работах по завершению создания двигателя для боевой двухступенчатой стратегической ракеты УР-200. Это был новый, технически сложный, первый в мире ракетный двигатель на высококипящих компонентах топлива, выполненный по экономичной схеме с дожиганием генераторного газа в камере. Опыт его создания в дальнейшем был успешно использован при разработке ракетных двигателей для знаменитой космической ракеты «Протон».

В 1965 году КБХА была поручена разработка первого в стране ядерного ракетного двигателя. Вначале эта тема была передана бригаде Валерия Козелкова, но он поспешил отказаться от нее: «На наш век обычных ракетных двигателей хватит, а этот проект слишком уж на дальнюю перспективу», – сказал он Владимиру, желая удержать молодого специалиста. Но тот уже прочитал ряд книг по ядерной тематике и загорелся новой работой. Вскоре Рачук добился перевода в конструкторский отдел, которому было поручено создание ядерного двигателя. В сферу ответственности Владимира Сергеевича входила разработка радиационной защиты, которая надежно защитила бы людей и оборудование от излучения реактора двигателя. Несмотря на всю новизну технических задач, с этой работой Владимир Рачук успешно справился, заодно защитив на эту тему кандидатскую диссертацию в Физико-энергетическом институте в Обнинске. Его личный вклад в создание данного двигателя впоследствии был отмечен Премией Правительства РФ.

Как «улучшали» двигатели

В 1974 году ведущее советское ракетно-космическое предприятие НПО «Энергия» под руководством Валентина Глушко приступило к разработке новой сверхтяжелой ракеты «Энергия», которая должна была стать основой первого советского многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».

КБХА была поручена разработка мощного маршевого кислородно-водородного двигателя РД-0120 тягой 200 тонн для этой ракеты. Зная характер Владимира Сергеевича, можно догадаться, что он тут же добился этой новой интересной работы, тем более что водородная тематика была знакома ему уже не понаслышке.

Начав с разработки эскизного, технического проектов, другой «бумажной» работы, как это уже бывало, Владимир Сергеевич не усидел на месте и попросился в город Загорск, где начинались огневые испытания двигателя на стенде.

В должности технического руководителя пришлось координировать работу сотен людей не только в родном КБХА, но и на испытательных базах в Загорске и Нижней Салде. Если же к ним добавить заводы-изготовители, КБ и исследовательские институты, привлеченные со всей страны к решению технических проблем по двигателю, а также министерства и государственные комиссии, контролировавшие ход работ, трудно вообразить, как удавалось все успевать.

Испытания двигателя в Нижней Салде спорились не так быстро, как хотелось. Какое-то время не удавалось обеспечить длительную работу двигателя на режиме 70 процентов номинальной тяги. У Владимира Рачука была обязанность: после каждого пуска лично звонить министру общего машиностроения СССР Сергею Афанасьеву и генеральному конструктору Валентину Глушко. У них были два принципиально разных характера. Глушко, человек очень интеллигентный, но при этом весьма саркастичный, при очередном объяснении причин неудачи мог с иронией заметить: «Ну что, воронежцы, опять улучшений в двигателе наделали?» Афанасьев был, напротив, прямой и горячий.

Крепких слов от него можно было наслушаться вдоволь, но все это открытое негодование компенсировалось такой же прямой и искренней благодарностью, которую он проявлял при успехе.


Когда первое длительное испытание на режиме 70 процентов все-таки успешно состоялось, Владимир Рачук по обыкновению позвонил Афанасьеву. Секретарь ответила, что он на приеме у министра обороны Дмитрия Устинова.

Не откладывая в долгий ящик, Владимир Сергеевич набрал приемную Устинова и объяснил, что должен доложить Афанасьеву. Тот как раз дожидался приема и взял трубку. «Докладываю, Сергей Александрович, только что успешно отработали 700 секунд на 70-процентном режиме», – сообщил Рачук. «Да ты что, дорогой! – громыхнул Афанасьев. – Да ты понимаешь хоть, как меня обрадовал. Да я теперь к Дмитрию Федоровичу дверь ногой сейчас открою, а то я все из-под стола с ним разговариваю!» Учитывая рост под два метра, которым обладал Афанасьев, представить себе такой «разговор из-под стола» можно было лишь со смехом.

В октябре 1981 года Владимир Рачук был назначен главным конструктором двигателя, продолжив дело своего наставника и коллеги Германа Ивановича Чурсина.

После колоссального объема экспериментальных работ с двигателем (свыше 800 испытаний) Государственная комиссия приняла решение о проведении первых летных испытаний. В мае 1987 года был успешно осуществлен первый запуск «Энергии» со стотонным космическим аппаратом «Полюс», а в ноябре 1988 года состоялся полет комплекса «Энергия-Буран». За непосредственное участие в подготовке и пусках этой системы на Байконуре Владимир Рачук был удостоен Государственной премии РФ. Результаты работы над двигателем легли в основу его докторской диссертации.

Триумф и… лебединая песня отрасли

Для Владимира Сергеевича и его соратников запуски «Энергии» стали триумфом, великолепным финалом многолетней напряженной работы, а для советской космонавтики оказались лебединой песней.

Государство, вступившее в полосу политических и экономических реформ, безжалостно закрыло проект в апогее его развития и фактически поставило всю ракетно-космическую отрасль перед необходимостью самостоятельного выживания.

С 2011 года по инициативе Владимира Рачука предприятие приступило к работам по совершенно новому направлению – электроракетным двигателям, используемым в том числе для полётов в дальний космос, которые могут стать новым, очень важным и перспективным этапом развития КБХА.

В 1993 году после ухода Александра Конопатова с поста главного конструктора КБХА в числе других коллег Владимир Рачук выдвинул свою кандидатуру на пост руководителя предприятия. Единственный раз за всю историю предприятия трудовой коллектив сам выбирал себе лидера и сделал этот выбор весьма уверенно: 85 процентов голосов было отдано Владимиру Сергеевичу.

В новой должности пришлось немедленно приступать к реализации предвыборной программы, а это поиск новых заказов по ракетным двигателям, развитие конверсии без ущерба главному профилю, международные контракты, своевременная зарплата и социальные гарантии трудовому коллективу. Решал эти задачи Владимир Сергеевич в тяжелейших условиях. Если в 1987 году численность предприятия составляла более семи тысяч человек, то к 1995 году осталось всего 4700 работников: ушли многие толковые специалисты, высококвалифицированные рабочие.

В отличие от своих предшественников Семена Ариевича Косберга и Александра Дмитриевича Конопатова Владимиру Сергеевичу пришлось обеспечивать не только техническую политику КБ, но и вытаскивать предприятие из финансовой ямы, в которой оно оказалось в начале 90-х годов, самостоятельно заботиться о модернизации производственных мощностей. Это позволило сохранить КБХА в непростых условиях реформ.

В КБ удалось организовать разработку перспективных высокоэффективных ракетных двигателей, в ряде случаев превышающих мировой уровень. В их числе двигатель 14Д23 для космических ракет «Союз-2.1б», «Союз-СТБ», «Союз-2.1в», имеющий рекордную экономичность среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире. Было организовано серийное производство этих двигателей, которые обеспечили к настоящему времени свыше 30 пусков ракет. Другой кислородно-керосиновый двигатель – РД-0124А – в 2014 году обеспечил успешные первые летные испытания новой российской ракеты «Ангара» в легкой и тяжелой модификациях. Также в КБХА в рекордно короткие сроки был разработан рулевой двигатель 14Д24. Он успешно прошел два первых летных испытания в составе легкой космической ракеты «Союз-2.1в».

В постсоветский период во многом за счет внебюджетных средств на предприятии был построен комплекс по производству жидкого водорода, организована разработка перспективных кислородно-водородных ракетных двигателей. В их числе – двигатель РД-0146Д для разгонного блока космической ракеты «Ангара-5», первый отечественный двигатель по так называемой безгенераторной схеме, имеющий более простую конструкцию и повышенную надежность, а также ракетный двигатель РД-0126 с принципиально новой конструкцией камеры сгорания, не имеющей аналогов в мире.

На водороде работает и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, предназначенный для разгона летательных аппаратов в атмосфере. В ходе успешных летных испытаний в 1998 году он обеспечил достижение скорости, превышающей скорость звука в 6,5 раза (для сравнения: современные истребители способны превышать звуковой барьер в два раза). Организованы работы по созданию ракетных двигателей на сжиженном природном газе и жидком кислороде.

С 2011 года по инициативе Владимира Рачука предприятие приступило к работам по совершенно новому направлению – электроракетным двигателям, используемым в том числе для полетов в дальний космос, которые могут стать новым, очень важным и перспективным этапом развития КБХА. В последние годы развернуты работы по аддитивным технологиям, что сулит технологическую революцию в разработке и производстве двигателей.

В настоящее время Владимир Рачук является председателем научно-технического совета двигательного холдинга – интегрированной структуры НПО «Энергомаш» им. академика Глушко.

Звания лауреата Государственной премии РФ, Премии Правительства РФ, Заслуженного конструктора РФ, два ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, многочисленные медали, членство в Международной академии астронавтики наглядно подтверждают, что стремление Владимира Рачука прокладывать свой жизненный путь вопреки обстоятельствам принесло свои плоды.
Состоялся Владимир Сергеевич и как семьянин, вырастив с супругой Валентиной Ивановной сына Сергея – подводника, контр-адмирала, Героя России, двух дочерей: Нелли, кандидата филологических наук, и Ольгу, кандидата исторических наук, внука Алексея, служащего в Воздушно-десантных войсках.


В.С.Рачук встречает в КБХА заместителя Председателя Правительства РФ С.Б.Иванова и губернатора А.В.Гордеева


Три поколения: Владимир Рачук с сыном Сергеем и внуком Алексеем


На пуске ракеты-носителя «Энергия» В.С.Рачук (слева) с Министром общего машиностроения СССР О.Д.Баклановым.
Фото из архива Владимира Рачука

Источник: газета «Коммуна», №54 (26594) | Пятница, 8 июля 2016 года

Ещё новости о событии:

Источник: communa.ru Земляки | 11 июля отмечает 80-летие один из корифеев ракетного двигателестроения России Владимир Рачук Жизненный путь Почётного гражданина Воронежа,
12:21 08.07.2016 Slovosti.Ru - Воронеж
Земляки | 11 июля отмечает 80-летие один из корифеев ракетного двигателестроения России Владимир Рачук Жизненный путь Почётного гражданина Воронежа, Почётного гражданина Воронежской области Владимира Рачука,
09:06 08.07.2016 Voronezh.Ru - Воронеж
Притяжение космоса - Communa.Ru
Земляки | 11 июля отмечает 80-летие один из корифеев ракетного двигателестроения России Владимир Рачук Жизненный путь Почётного гражданина Воронежа, Почётного гражданина Воронежской области Владимира Рачука,
08:14 08.07.2016 Communa.Ru - Воронеж
 
По теме
У поэзии нет границ. Преподаватели института международного образования Ольга Сергеевна Алексеева и Наталья Вадимовна Дьякова  провели мероприятие «Письма из дома» для иностранных учащихся.
Развитие промышленности, импортозамещение, новые технологии в этой отрасли, но главное — кадровую подготовку молодых специалистов обсудили на форуме с говорящим названием «Машиностроение».
В рамках недели студенческой науки на кафедре химии и биотехнологий прошел мастер-класс по химико-биотехнологическому определению содержания хлорофилла и исследованию его свойств.
Вода против стресса. Новые упражнения в бассейне - Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко В очередном выпуске программы «Лаборатория здоровья», которую выпускает телекомпания «Вести Воронеж», инструктор по аквааэробике спортивно-оздоровительного комплекса ВГМУ им.
Медицинский Университет им. Н.Н. Бурденко
Час общения "Семья на страницах книг" - Острогожская ЦБ 27 марта, в рамках Недели детской и юношеской книги и Года семьи, в Новосотенской библиотеке прошел час общения "Семья на страницах книг".
Острогожская ЦБ
Истец, действуя в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына, обратился в суд с иском к учреждению здравоохранения, указывая,
Грибановский районный суд
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
Библиомикс «Сказочная карусель» - Острогожская ЦБ В Коротоякской детской библиотеке прошло увлекательное командное мероприятие в формате библиомикса "Сказочная карусель", положившее начало Неделе детской книги.
Острогожская ЦБ
Акция: «Книге - новую жизнь» - Острогожская ЦБ Помочь провести мелкий ремонт книг пришли дети. В рамках Акции библиотекарь рассказала детям об истории книги и книгопечатания.
Острогожская ЦБ