Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подготовил данные исследования изучения отношения россиян к пропаганде.
Понятие «пропаганда» для россиян несет в себе в первую очередь негатив: 15% определяют его как навязывание своего мнения, 8% — как ложь, еще у 10% в целом негативные ассоциации. Вместе с тем эксперты встретили много и нейтральных или однозначно не определяемых высказываний: агитация (7%), обнародование информации (7%), инструмент политического воздействия (7%) и др. Упоминание о пропаганде вызывает чувство недоверия (35%) и антипатии (24%). Более половины опрошенных (56%) говорят, что пропаганда как таковая вредит обществу.
Сам по себе термин, явно вызывающий неприязнь, в сочетании с социально одобряемыми понятиями перестает восприниматься негативно. Так, подавляющее большинство респондентов считает, что можно пропагандировать (распространять информацию) здоровый образ жизни (96%), призывы к соблюдению ПДД (97%), к благотворительности (94%), мировые (93%) и отечественные (92%) научные достижения и т.д. Основными акторами пропаганды граждане видят государство (45% считают, что именно оно может что-либо пропагандировать) и общественные организации (35%).
Данные опроса комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов:
— Ситуация в значительной степени – предсказуемая. С одной стороны, россияне заявляют о неприемлемости пропаганды, с другой, – признают ее необходимость. Причина – в размытых границах этого явления и советском прошлом. Россияне поддерживают распространение неполитических идей, взглядов, но не приемлют политическое давление, отсюда – и отрицательное отношение к пропаганде в целом, которая на уровне спонтанных оценок рассматривается именно в политическом контексте.
Игорь Вербицкий