Российская Федерация в относительно короткие сроки из нетто-импортёра превратилась в одного из крупнейших экспортёров зерна. В настоящее время производство зерна в России полностью обеспечивает внутреннее потребление и создаёт значительный экспортный потенциал (в 2016/2017 с.х.г прогноз экспорта пшеницы порядка – 29 млн. тонн, кукурузы – 4,5 млн. тонн, ячменя – 4,4 млн. тонн) . Хотя ещё относительно недавно, в начале 1990-х гг. РФ была крупнейшим импортёром зерна в мире, к примеру, в 1992 году импорт достигал 30 млн. тонн .
Ранее Ведомство уже информировало о том, что в условиях растущего экспортного потенциала отечественной зерновой продукции, Россельхознадзор поставил перед собой задачу, в рамках своей компетенции и посредством всех доступных инструментов, способствовать увеличению экспортных поставок зерна, расширению перечня экспортируемых зерновых культур в традиционные для российской зерновой продукции страны-импортёры, а также продвижению отечественного зерна на новые перспективные рынки сбыта.
Краеугольным принципом деятельности в этом направлении является соблюдение принятых в стране – импортёре требований и правил в сфере фитосанитарии. В последнее десятилетие одним из основных способов ограничения доступа на внутренний рынок различной сельскохозяйственной продукции, происходящей из третьих стран, являются нетарифные меры регулирования, в том числе фитосанитарные. Несмотря на то, что в соответствии с Соглашением ВТО применение подобных мер не должно служить средством дискриминации, с сожалением можно констатировать, что на практике такое происходит часто. Текущая конъюнктура мировых рынков, и в частности, острая конкуренция за рынки сбыта зерна и продуктов его переработки, а также запросы потребителей требуют, чтобы зерновая продукция имела определённые характеристики и соответствовала высоким стандартам качества. Достигнуть указанной цели можно только способностью Российской Федерации как страны-экспортёра гарантировать надёжным способом соблюдение предъявляемых фитосанитарных требований стран-импортёров. А это, безусловно, совместная работа Россельхознадзора со всеми участниками экспортной цепи от производства до реализации за рубеж отечественной зерновой продукции.
В соответствии с поручением Заместителя Руководителя Руслана Хасанова специалистами Россельхознадзора систематически проводится тщательный анализ фитосанитарных требований стран-импортёров отечественной зерновой продукции, по результатам которого составляется перечень сорных растений, имеющих статус карантинных объектов для обозначенных стран-импортёров. Далее, должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора проводят карантинное фитосанитарное обследование всех зернопроизводящих регионов России.
По итогам этой работы Россельхознадзором в мае 2016 года направлены письма главам 20 субъектов РФ: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Самарская области и Республики – Адыгея, Башкортостан, Калмыкия и Татарстан, в которых Служба информировала об установленных карантинных фитосанитарных зонах и введении карантинных фитосанитарных режимов по соответствующим карантинным сорнякам, а также настоятельно рекомендовала принять комплекс мер по борьбе с сорными растениями и недопущению их распространения по всей территории субъекта, что, в конечном счёте, может подорвать экспортный потенциал зерновой продукции из конкретного региона происхождения и, как следствие, из страны в целом. На существование такой угрозы в случае бездействия Россельхознадзор обращал особое внимание Глав субъектов и просил в установленные сроки проинформировать о результатах принятых мер.
В Россельхознадзор поступили ответы только из 7 субъектов Российской Федерации, в которых был разработан и реализовывается комплекс мер по ликвидации и предотвращению распространения карантинных объектов. Это Волгоградская, Курская, Орловская, Оренбургская, Новосибирская области, Приморский край и Республика Татарстан.
Однако мероприятия, проводимые субъектами РФ в этом направлении, являются, к сожалению, недостаточно эффективными. И Россельхознадзор письмами высшим должностным лицам субъектов России повторно информировал об установленных карантинных фитосанитарных зонах и введении карантинных фитосанитарных режимов по соответствующим карантинным сорнякам, а также настоятельно рекомендовал принять комплекс мер по борьбе с сорными растениями и недопущению их распространения по всей территории субъекта. В этот раз, Служба направила письма дополнение к уже названным 20, ещё 19 главам субъектов РФ, территории которых граничат с территориями основных зернопроизводящих регионов нашей страны и на территории которых также установлены карантинные фитосанитарные зоны по различным карантинным объектам. Это такие регионы, как Хабаровский край, Саратовская, Брянская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Амурская, Еврейская автономная области и Республики – Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Чечня, Дагестан, Ингушетия.
Официальный сайт Россельхознадзора