Юрий Смышников: без ролей, без постоянной работы я бы не смог

Юрий Смышников: без ролей, без постоянной работы я бы не смог
Фото: slovosti.ru
Источник: culturavrn.ru За несколько дней до бенефиса мы встретились в Юрием Анатольевичем в театре. Поскольку знаем друг друга не один десяток лет, беседовали на «ты». И начали с щекотливого вопроса о звании. - Юра, не обидно быть заслуженным артистом Воронежской области, когда всем очевидно, что ты перерос и звание заслуженного артиста России? - Я на этом не зацикливаюсь. В конце концов, эти звания существуют только в России. Важно другое. Есть у тебя имя или нет. Если в кассе спрашивают, будет ли в спектакле играть такой-то, это для меня важно. Если у людей рождается желание увидеть тебя в новой роли, значит, ты работаешь честно и всё делаешь правильно. - И таких, непроходных ролей у тебя много. Как добиться такого результата? - Когда ты подходишь к какой-либо роли, безусловно, решаешь её через себя. Вот, к примеру, спектакль Анатолия Иванова «Как это всё далёко, любовь весна и юность…» по рассказам Андрея Платонова. Мне роль лейтенанта была очень близка – у меня папа тоже военный и он тоже возвращался с войны, с афганской. Фактически у таких людей жизнь начинается с чистого листа. Наша работа происходит постоянно. Даже в какие-то трагические моменты, безусловно, переживая, ловишь себя на мысли, что ты неосознанно фиксируешь эти ощущения, чтобы они потом проявились на сцене. Это жестокая профессия, но по-другому нельзя, если всё замешано на правде человеческих взаимоотношений и переживаний. Чем честнее ты будешь на сцене, тем больше поверят тебе зрители и глубже погрузятся в предлагаемые обстоятельства. Любая ситуация в жизни фиксируется и закладывается в память как файл, чтобы однажды проявиться. - При этом приходится запоминать тонны текста, что невероятно сложно. Есть какой-то секрет? - Секрет один: это должно безумно нравиться. И если нам, актёрам, это нравиться, то почти наверняка придётся по душе зрителю. Этот драйв, этот эмоциональный подъём передаётся залу, и публика начинает заряжаться твоей энергией. Конечно, профессиональным актёрам не всегда достаётся роль их мечты. Но профессионализм заключается в том, чтобы сделать любой материл любимым. Меня так учили, начиная с военной семьи. Такие понятия, как ответственность, честность, обязательность, пунктуальность я впитал с детства. Поэтому, чем бы я ни занимался, я стараюсь делать это честно. Сам к себе отношусь требовательнее, чем порой критики и публика. Знаю, где я мог бы сработать лучше. Надо стремиться к совершенству, хоть оно и недостижимо. - Твои родители, насколько я знаю, сомневались в выборе такой профессии, а сейчас гордятся сыном? - Сейчас – да. Папа долго не приходил в театр. Он сам творческая личность. Пишет замечательные стихи, хорошо рисует. Какой-то период жизни у него был связан с народным театром… Он говорил: вдруг я приеду, посмотрю и мне не понравится, а я не смогу тебе соврать. Я скажу тебе так. как есть. Думаю, он давал мне такой своеобразный люфт, возможность состояться в профессии. Потом, наконец, приехал в Воронеж на спектакль «Доходное место», посмотрел, выслушал, что думает о моей работе Анатолий Васильевич Иванов и сказал мне: «Теперь понимаю, что это твоё». Потом он видел другие спектакли и мнения своего не изменил. Недавно он смотрел «Женитьбу», которую мы привозили в Бобров, и остался моей работой доволен. - Восемь лет назад в интервью нашему журналу ты говорил, что хотел бы сыграть Гамлета или какую-либо роль в шекспировской пьесе. В какой мере это сбылось? - Сбылось с лихвой. Многие артисты могут мне даже позавидовать. Я дважды уже с Шекспиром соприкасался. Один спектакль – «Приручение строптивой», где автором значится Застырец, основан на комедии Шекспира. Второй спектакль – «Гамлет» – где я играю Клавдия, это Шекспир в чистом виде, правда в переводах разных авторов. Что касается мечты сыграть Гамлета, то это, скорее, было обобщённое желание прикоснуться к великой драматургии с крупными, яркими образами. Сейчас мне хотелось бы сыграть Дон-Кихота, показать, как я это вижу, понимаю. Мне очень нравится и само произведение Сервантеса, и образ главного героя. - Карьера в кино не беспокоит? - Отсутствие этой карьеры? Уже нет. Мы, в Воронеже, не имеем реальной возможности сниматься в кино. Максимум – рекламные ролики. Чтобы полноценно сниматься в кино, надо быть там всё время. Рядом со съёмочной площадкой множество людей просто ждут случая – проходящего мимо режиссёра, популярного актёра, который вдруг обратит на тебя внимание и порекомендует. Когда-то я ездил на пробы, но потом возникали «технические моменты», когда люди понимали, что мне надо будет оплачивать постоянные переезды-перелёты. И я не был готов оставить на какое-то время театр. Я плотно занят в репертуаре, и оставить сцену даже на две-три недели – это катастрофа. Не знаю, как для театра, а для меня – однозначно. Не то, что я боюсь увольнения, просто мысли не могу допустить, что я подведу театр. Не могу представить себе, чтобы перед началом представления кто-то вышел на сцену и сказал, что спектакль отменяется, потому что артист С пробует свои силы в кино. Зрителя надо уважать, ведь ради него мы живём и существуем в театре. - Такое впечатление, что ты живёшь по максимуму, как хватает сил на всё? - Да, это непросто. Но когда занимаешься любимым делом, нагрузки не в тягость. Ты просто об этом не думаешь. Мне, например, могут позвонить и попросить провести мастер-класс в каком-нибудь сельском Доме культуры – я сажусь и еду. Много возникает помимо театра творческих проектов, я стараюсь не отказываться. Людям это интересно, и это стимулирует. Мне кажется, надо спешить жить. Жизнь – короткая штука, она пробегает быстро. Я в шоке от того, что уже третий десяток лет служу в одном театре. Это много. И эти годы пролетели, как одно мгновение. Кажется, только вчера у меня родился сын, а ему в марте уже 17 лет, он учится на втором курсе театральной школы в Москве… С годами ты всё отчетливее понимаешь, что время утекает, как вода сквозь пальцы, и стараешься как можно больше сделать в этой жизни. - Рад, что научился в своё время играть на гитаре? - Гитара мою жизнь сделала ярче, добавила в неё красок. Я не музыкант в чистом виде. Я люблю стихи, мне важен заложенный в них смысл. Но время от времени рожаются мелодии. Например, у меня уже около десяти песен на папины стихи. И есть задумка презентовать небольшую программу своих песен на его тексты. Я уже опробовал эти песни на людях – многим нравится. Нужен только ход, чтобы интереснее подать. Если уж делать, так делать, не кое-как, а по-настоящему. Чтобы достучаться до сердец. - В твоём лице приятно видеть артиста, который не просто исполняет волю режиссёра, но и сам думает, привносит что-то своё. - Не все режиссёры это позволяют. Я благодарен тем режиссёрам, которые, чувствуя посыл и настрой актёра, это используют. Таким был Анатолий Иванов, таков Владимир Петров. Они охотно тебя выслушают, возьмут всё ценное, тобой выношенное. - Тебе повезло с режиссёрами. - Мне в жизни везло не только с режиссёрами, но вообще с творческими людьми. Круг режиссёров не ограничивается только Ивановым и Петровым. Были и другие – Ваге Шахвердян, Анатолий Слюсаренко… Но было время, когда в моей жизни был только Иванов. Анатолий Васильевич сформировал во мне такой внутренний фундамент, что убедить меня в чём-то дурном невозможно. Нутро восстаёт. Хотя я в принципе человек очень мягкий. - Ой ли? - Да-да! Можно спросить моих близких. У нас дома тишь и благодать. Я вообще люблю тишину – рыбалку, туман, квакающих лягушек. Шума в моей жизни хватает, поэтому я стараюсь от него отдыхать. Кому-то нужно двести грамм водочки, чтобы восстановить душевное равновесие, а мне – тишина и покой. Они меня возвращают к жизни. Плюс природа. - Назови три роли, которыми ты гордишься. - Горжусь спектаклем Анатолия Иванова «Утиная охота» по Вампилову и своей работой в нём. Вообще роли в спектаклях Иванова я могу перечислять долго. Он много со мной работал, способствуя моему становлению, он меня лепил. Был Борис в «Вечно живых», потом лейтенант в «Как это всё далёко», наконец, Зилов в «Утиной охоте». После этой роли я понял, что уже много чего умею на сцене. Она мне дала уверенности в жизни. Если говорить о других этапных ролях, то это Тартюф в спектакле Анатолия Слюсаренко по Мольеру. Есть такое понятие, как роль на сопротивление, когда персонаж тебе совсем не близок. Если в Зилове почти каждый мужчина может узнать себя, то для Тартюфа мне пришлось доставать всё из потаённых глубин души – эту подлость, мерзость, лицемерие. К сожалению, в жизни нередко бывает так, как написал Мольер в первом варианте пьесы, – побеждают зло, коварство, подлость. И Слюсаренко вылепил из меня настоящее чудовище. Был случай, когда меня ан сцене не узнала дочка моих приятелей, хотя я работаю в спектакле практически без грима – настолько сильна внутренняя трансформация. И третья роль – это Лопахин в «Вишнёвом саде» Чехова. Эту роль я осознанно выбрал для своего бенефиса. Эту пьесу ставил ещё Анатолий Иванов. Там я играл Яшу, а в спектакле Владимира Петрова дорос до Лопахина. Мне было безумно приятно, что Владимир Сергеевич доверил мне эту роль. Она была мне очень интересна. Это опять новые краски. Этот образ, несмотря на всю его прописанность, вызвал у меня много вопросов. И Лопахин мне долго не давался, но потом вдруг пазлы сложились, и герой стал мне понятен. Когда ты сам знаешь, о чём ты говоришь со сцены, что ты играешь, зритель будет на твоей стороне. - Сын, как я понимаю, продолжает актёрскую династию. - Я не раз говорил Севе, что эта профессия трудная, зависимая, коварная, неоднозначная. Просил хорошо подумать. Но когда он твёрдо решил, что хочет стать актёром, я рекомендовал ему попробоваться в Театральную школу Олега Табакова в Москве. Севастьян прошёл три тура и поступил. Всего поступало 1600 человек, приняли 24, из которых сейчас на курсе осталось 16. У нас доверительные отношения с сыном. Я просил его поучиться год и окончательно решить, нужно ли ему это. Оказалось – нужно и очень интересно. Он уже участвует в спектаклях московских театров, в массовых сценах, загружен невероятно. Но так и надо. Наша профессия предполагает постоянный тренинг. Когда ты приходишь в театр после отпуска, ты переживаешь ужасный стресс и начинаешь лихорадочно вспоминать, что ты делал в том или ином спектакле. С ужасом представляю себе, как можно сидеть год и больше без ролей. Я бы так никогда не смог. Скорее всего, ушёл бы из театра куда глаза глядят, туда, где смог бы принести больше пользы.
 
По теме
Белгородские многодетные семьи разместят в Воронежской области - Обозреватель.Врн Фото: ru.freepik.com В Воронежской области разместят многодетные семьи из соседней Белгородской области, которую интенсивно атакует противник, сообщил глава региона Александр Гусев, в понедельник, 18 марта.
Обозреватель.Врн
Житель Воронежской области ответит в суде за порно, кражу креста и хранение наркотиков - Обозреватель.Врн Фото: pxhere.com Житель Калачеевского района ответит в суде за распространение порнографических материалов, кражу креста с кладбища, хранение наркотиков и оскорбление сотрудника полиции.
Обозреватель.Врн
Двое мирных жителей погибли во время воздушной атаки на Белгородскую область - TV-Gubernia.Ru Ещё шесть человек получили травмы разной степени тяжести Фото: телеграм-канал Вячеслава Гладкова В ходе обстрела Белгорода и Белгородской области утром понедельника, 18 марта, в селе Никольское погибли два мирных жителя,
TV-Gubernia.Ru
Неделя здоровья матери и ребёнка - БУЗ ВО ВОДКБ №1 Врачи Воронежской областной детской клинической больницы №1 в рамках Недели здоровья матери и ребёнка 👩‍🍼 поздравили родительниц, находящихся на лечении вместе со своими малышами в отделениях патологии новорожденных (ОПН-1,
БУЗ ВО ВОДКБ №1
Целитель душ и тел - Communa.Ru Как медику и художнице Ольге Ельчаниновой удалось достичь профессионального успеха в обеих сферах   Недавно в областном музее им.
Communa.Ru