«Солнечные удары» Никиты Михалкова

В Воронеже он бывал неоднократно с премьерами своих фильмов и творческими встречами. Многие из нас хорошо помнят и эти фильмы, и общение с режиссером.

Никита Сергеевич – частый гость телевизионных каналов и самых разных программ. Оценки им тех или иных событий нашей жизни иногда парадоксальны, иногда интригующи, иногда – вполне предсказуемы. Но всегда кажутся искренними, а потому любопытными. С ним часто хочется спорить и, в то же время, смотреть его фильмы – как художественные, так и документальные…

Хватает на все

О Никите Михалкове сегодня можно услышать мнения самые разные, иногда полярные. Кто-то с восторгом вспоминает его актерские работы начала 60-х годов в фильмах «Я шагаю по Москве», «Тучи над Борском», «Приключения Кроша». Или – более поздние: в «Станционном смотрителе», «Дворянском гнезде», «Жестоком романсе», «Сибириаде», «Портрете жены художника», «Вокзале для двоих», «Инспекторе ГАИ»... Некоторые серьезно и почтительно анализируют фильмы Михалкова-режиссера от первой запомнившейся короткометражки «Спокойный день в конце войны» (1970) до «Сибирского цирюльника», с успехом прошедшего не только в нашей стране, но и за рубежом. А есть и те, кто саркастически называют Михалкова «папенькиным сынком» и барином, не понимающим жизнь российской провинции. Находят его чрезмерно амбициозным, вызывающим и вездесущим.

Действительно, трудно найти в нашем кинематографе другого столь масштабного и титулованного художника, каким является Никита Сергеевич Михалков. Можно не соглашаться со многими его взглядами на жизнь, историю, политику, кино наконец (последние фильмы Михалкова у меня, например, вызывают недоумение и отчасти неприятие). Но не признавать очевидных талантов этого человека – несправедливо и необъективно.

Вот уже почти пятьдесят пять лет неуемной энергии Михалкова хватает не только на оригинальные проявления в актерстве и режиссуре, но и на то, чтобы в течение длительного времени возглавлять Фонд культуры, руководить российским кинематографом (после его обвала), принимать активное участие в делах общественных и государственных, включаясь, помимо прочего, в предвыборные кампании, баталии и передряги. То предлагая себя в президенты, то становясь доверенным лицом какой-нибудь партии или ее кандидата-лидера, он, не бросая интенсивной постановочной работы, постоянно выдает качественный (пусть и вызывающий порой бурные споры) результат своего основного труда – в виде очередного фильма или роли.

Призы и награды

Начинал Никита Михалков свой творческий путь как актер в 1960 году (еще до поступления в Щукинское училище) – в картине Василия Ордынского «Тучи над Борском». А после ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) продолжил уже и режиссером в киножурнале «Фитиль», и первыми лентами «Свой среди чужих...» (1974) и «Раба любви» (1975). Тогда же посыпались на него престижные международные награды от авторитетнейших жюри, ничего не ведавших об известном в Советском Союзе папе Никиты Сергеевича – замечательном детском поэте и высоком литературном чиновнике.

«Раба любви» была отмечена на кинофестивале в Йере (Франция), а «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по Чехову) стала лучшим фильмом Европы 1976 года, получив «Золотую раковину» в Сан-Себастьяне, «Золотую пластину» в Чикаго, Гран-при союза художников кино и ТВ в Югославии и престижную премию «Давида Донателло» в Италии. Экранизация русской литературной классики – «Несколько дней из жизни Обломова» – удостоилась «Золотого щита Оксфорда» в Англии, а национальный совет кинокритиков США назвал ее лучшей работой 1981 года.

Михалковские ленты «Без свидетелей» и «Автостопом» также не остались незамеченными, получив призы международных фестивалей в Москве, Чикаго, Милане. «Очи черные» с Марчелло Мастрояни взяли приз в Канне, а «Урга» была названа лучшим европейским фильмом 1992 года (премия «Феликс»), выиграла «Золотого льва» в Венеции, Гран-при в Кельне, госпремию СССР.

В 1992 году Михалков стал «кавалером французского ордена Почетного легиона», а в 1994-м (после «Утомленных солнцем») «за вклад в мировую культуру» оказался «командором Почетного легиона», получил Гран-при жюри в Канне и «Оскара» в США. Не остался без наград фильм «12», да и к последней картине Никиты Михалкова – «Солнечный удар» – возник определенный зрительский интерес. Об этом фильме, снятом по одноименному рассказу Бунина и его дневниковой книге «Окаянные дни», хочется сказать отдельно.

Оценки прошлого

В последние годы (почти четверть века) наши телевизионные каналы в своих передачах и фильмах изощренно уничижают советское время. Называют Октябрьскую революцию большевистским переворотом, без конца рассказывают о ГУЛАГе, репрессиях, ужасах первых дней войны, нашей к ней неготовности, отступлениях и поражениях. Диву даешься тому, что подобная риторика смягчается только в дни празднования Великой Победы. В телеэфире вещают разного рода «историки», убеждающие нас в никчемности советского прошлого, его ужасах и бесперспективности, нахваливая на все лады «прелести» западной цивилизации. Сколько-нибудь серьезные попытки проанализировать советский период в 20-м веке, его величайшие достижения и противоречия случаются очень и очень редко.

Казалось бы, сегодняшние события на Украине, брато­убийственная война, идущая там (организованная, во многом, Западом), трагедии тысяч мирных жителей, смерти ни в чем не повинных людей должны были бы побудить наших «идеологов» остановиться и пристальнее всмотреться в историю, уходящую в глубь веков – но нет! Антисоветская пропаганда так или иначе продолжает работать в СМИ. Кажется, что и фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» и «Солнечный удар» могли бы быть более ответственными в «оценках» собственного прошлого, которое объективно вплетается в мировой контекст (и имеет глубокие причинно-следственные связи). Ответственными ради того, чтобы не провоцировать эскалацию классовых и иных разногласий как внутри страны, так и за ее пределами. Наивные вопросы героев «Солнечного удара» – почему произошло поражение в первой мировой войне, как случились революция и гражданская война – остаются без полновесных и объективных ответов. Зато контраст между прошлым и настоящим в картине выглядит весьма конкретно, во многом ожидаемо, а то и карикатурно.

Что же касается творческого почерка режиссера Михалкова, то он всегда отличается высокой постановочной культурой, поиском живописного изобразительного стиля, удачным подбором актеров, профессионализмом, мастерским использованием выразительных средств.

В октябре исполнилось 70 лет со дня рождения Никиты Михалкова и 45 лет – его уникальной режиссерской деятельности. Хочется надеяться, что он еще порадует нас своими работами.

Владимир МЕЖЕВИТИН

К семидесятилетию знаменитого режиссера
 
По теме
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
«День работников культуры»-награждение - Районная библиотека Сотрудников сферы культуры  с профессиональным праздником  «День работников культуры» поздравил глава района Владимир Николаевич Просветов.
Районная библиотека