Телезвезда из Воронежа

Более 30 лет она вела уникальную программу Центрального телевидения «Музыкальный киоск», занесенную в «Книгу рекордов планеты». Была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, становилась лауреатом премии Союза журналистов «Золотое перо». Передачу Элеоноры Валериановны Беляевой, рассказывающую о классической и эстрадной музыке, любили многие зрители. Нам дорого то, что одна из лучших телеведущих страны была нашей землячкой, никогда не забывала город своего детства, говорила о нем с благодарностью.

Ойстрах и Гилельс – с детства

Родилась Элеонора Беляева в 1935 году в одном из живописнейших мест воронежского края – Рамони. Детские и юношеские годы будущей звезды прошли в Воронеже. Семья жила на улице Кольцовской. Недалеко от дома располагалась школа №9, где и училась Элеонора. В своих интервью она с нежностью и теплотой будет называть школьных учителей, оставивших в ее жизни глубокий след, и особенно преподавателя русского языка и литературы Елену Ивановну Светозарову, приехавшую в Воронеж во время войны из блокадного Ленинграда. Именно благодаря ей в школе появилась художественная самодеятельность, в том числе и хор. Там происходило приобщение многих девчонок (в те времена школа была женской) к музыке классической, оперной. Участницы хора выступали на городских и областных конкурсах, неизменно занимая первые места.

Школьные годы Элеоноры Беляевой (урожденной Матвеевой) совпали со временем возрождения Воронежа после войны. Город поднимался из руин, восстанавливались не только разрушенные здания, но и его культурная жизнь. Известные столичные музыканты приезжали с программами в Воронеж. Элеонора Беляева, занимавшаяся тогда еще и в музыкальной школе и стремящаяся попасть на их выступления, запомнит впечатления тех лет, а позднее в своих интервью расскажет о воронежских концертах Ойстраха, Оборина, Гилельса, Рихтера... Некоторые спектакли театра оперетты, которые посещались вместе с родителями и подругами, останутся в ее памяти на всю жизнь.

Закончив музыкальную школу, Элеонора поступила в музучилище, где обучалась сразу на двух отделениях – фортепианном и вокальном. Учебу приходилось совмещать с занятиями в средней школе (которую она окончит с серебряной медалью). Родители хотели, чтобы девочка, получив аттестат о среднем образовании, стала студенткой факультета иностранных языков педагогического института. Но преподаватели училища – Глафира Яковлевна Кунина и Нина Ивановна Синицына – убедили их в том, что талантливый ребенок должен связать дальнейшую жизнь с музыкой. Получив два диплома с отличием, Элеонора Беляева поехала в Москву и поступила в Институт им. Гнесиных на вокальное отделение, преодолев огромный конкурс.

Открылся «Киоск»

В судьбе Элеоноры Валериановны определяющую роль сыграл известнейший дирижер Владимир Федосеев, который с 1959 года возглавлял сначала оркестр русских народных инструментов Центрального телевидения и радио, а потом – Большой симфонический оркестр. Именно он предложил выпускнице «Гнесинки» Беляевой попробовать себя в качестве редактора развивающегося тогда в нашей стране телевидения.

Надо сказать, что советское телевидение с первых же лет своего становления придавало культурно-образовательным программам важнейшее значение. Помимо передач, рассказывающих о науке, театре, кинематографе, немало программ посвящалось музыке. «Музыкальный календарь», «Юношеские вечера Дмитрия Кабалевского», «Знакомство с оперой», «Музыкальный блокнот» и другие пропагандировали самую разную музыку – от народной и эстрадной до классической. Главным редактором музыкальных программ являлся Владимир Меркулов. Он и стал отцом-основателем «Музыкального киоска», откликнувшись на идею режиссера и сценариста Алексея Габриловича, предлагавшего «Музыкальный киоск» сделать частью передачи «Голубой огонек». По инициативе Меркулова «Киоск» стал самостоятельной программой, в которой более 30 лет ведущей была блистательная Элеонора Беляева. Всегда элегантная, доброжелательная и обаятельная, воплощение истинной интеллигентности и благородства. Многие пытались подражать ее непринужденной манере беседы с приглашенными участниками передачи, ее стилю в одежде, но Элеонора Валериановна всегда оставалась единственной и неповторимой.

Не то время

В начале 90-х «перестроечные» процессы стали непреодолимым препятствием для большинства телевизионных программ. Слова «рейтинги», «деньги» и «прибыль», «реклама» и «самоокупаемость» оказались главными в телевизионной политике. Разудалые пошловатые телешоу, скроенные по западным лекалам, и переводные, преимущественно американские, низкопробные фильмы наводнили экран. А «Музыкальному киоску» места не нашлось. Вот как сама Элеонора Беляева говорила о времени закрытия своей программы: «Вскоре мы дожили до того, когда постоянно слышали: «Это реклама!» Нас начали штрафовать. Показываем сюжет о воронежской фабрике по производству баянов, где делали от самого маленького инструмента до концертного. Нам выписывают очень крупный штраф. Как я ни пыталась доказать, что они в рекламе не нуждаются, у них заказов на пять лет вперед – ничего не помогло. И таких случаев была масса. Штрафы сыпались один за другим. Запретили показывать книги, говорить о газетах. Дальше – больше. Потребовали плату за аренду студии. Я занялась поиском средств. Помогли друзья из Сибири. Настройщикам инструментов на программе мы вообще платили из собственного кармана. Потом придумали новый вид выкачивания денег – платить за эфир. Это колоссальные суммы! Классическое искусство никогда не было рентабельным, поэтому его сейчас и нет. Тогда мы собрались всеми и решили закрываться. Перед новым, 1994 годом я попрощалась со зрителями словами: «Нас с вами разлучают обстоятельства». Очень долго переживала по этому поводу»...

В последние годы Беляева все реже появлялась на публике. Иногда приглашали вести музыкальные мероприятия: конкурсы, фестивали. Каждое выступление Элеонору Валериановну заряжало энергией, потому что она видела: те, кто жил в Советском Союзе, по-прежнему ее помнят и любят. На вопрос о том, что она смотрит сегодня, ответила так: «Смотрю только некоторые передачи. Люблю «Свою игру», «Что? Где? Когда?», программы Святослава Бэлзы, очень нравится канал «Культура». А остальное – «Большая стирка», «Фабрика звезд», где людей называют «полуфабрикатами», – увольте. Моя внучка их смотрит, а я ужасаюсь»...

Владимир МЕЖЕВИТИН

Прямая речь

«Тридцать лет с телеэкрана я говорила с людьми о том, что люблю сама, – признавалась Элеонора Беляева. – Поэтому считаю себя человеком бесконечно счастливым и состоявшимся».

80-летие готовилась отметить знаменитая телеведущая, когда ушла из жизни. Случилось это 20 апреля 2015 года в Москве. Элеонора Валериановна не дожила до юбилея несколько месяцев.

К 80-летию со дня рождения Элеоноры Беляевой
 
По теме
Местная жительница осуждена за истязание приемных детей - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении 43-летней местной жительницы.
Следственный комитет
Истец, действуя в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына, обратился в суд с иском к учреждению здравоохранения, указывая,
Грибановский районный суд
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн
Библиомикс «Сказочная карусель» - Острогожская ЦБ В Коротоякской детской библиотеке прошло увлекательное командное мероприятие в формате библиомикса "Сказочная карусель", положившее начало Неделе детской книги.
Острогожская ЦБ
Акция: «Книге - новую жизнь» - Острогожская ЦБ Помочь провести мелкий ремонт книг пришли дети. В рамках Акции библиотекарь рассказала детям об истории книги и книгопечатания.
Острогожская ЦБ