Труппа идёт за творческим лидером

Театр | Конференция "Профессия - худрук" собрала в Воронеже ведущих театральных деятелей со всей России, а также из ближнего зарубежья

Среди тех, кто участвовал в разговоре, состоявшемся в Малом зале Камерного театра, - худрук Электротеатра "Станиславский" Борис Юхананов, директор Большого театра Владимир Урин, президент Российского Центра АССИТЕЖ Адольф Шапиро, директор Рижского русского театра имени Михаила Чехова Эдуард Цеховал, театральные критики Александр Вислов и Марина Давыдова. В качестве модераторов выступили худрук Камерного Михаил Бычков и организатор множества фестивалей и лабораторий, критик Олег Лоевский.

Виталий Черников

- Это тема, которая давно не обсуждалась в театральных кругах, - отметил последний из названных. - Разговор назрел в связи с тем, что мир быстро меняется. Как сказал губернатор Алексей Гордеев, с одной стороны, это советский атавизм, когда была система, в которой всегда должен был приходить некий начальник, который определял смыслы. Но с другой стороны, мы понимаем, что "худрук" - это природа некоторых художников. Это умение увлечь за собой людей. Не случайно Товстоногов, Эфрос, Любимов были всё-таки художественными руководителями.

Сейчас худруками порой становятся и артисты (например, Евгений Миронов), и театральные критики. И в то же время зрители спорят о театрах Женовача или Серебренникова.

В России ныне наблюдается четыре варианта руководства театром. Им могут управлять либо директор, либо худрук, либо худрук в тандеме с директором, либо директор и главный режиссёр. На конференции оказались представлены, кажется, все форматы.

- У меня блестящий директор, - убеждён художественный руководитель Театра "Мастерская" Григорий Козлов - Мы с ним - друзья. И я ему доверяю, и он мне. Стараемся всё делать вместе. Я отвечаю за художественную программу, он занимается самым сложным, по-моему, делом. Но также болеет за творчество.

В составе труппы "Мастерской" - ученики Козлова: он уже два курса подготовил, третий на подходе. В репертуаре - 34 спектакля, в их числе "Идиот", "Тихий Дон", "Братья Карамазовы".

- Когда труппа сформирована одними руками, одной методологией работы, это - самый простой и счастливый вариант! - отреагировал на монолог коллеги Михаил Бычков.

Далее худрук и основатель Камерного поделился своими мыслями о ситуации в России:

- Учредителю, особенно - не в Москве, удобно, чтобы их возглавляли директора. Директор - местный человек. Он, естественно, управляемый. У него нет идеологии, как правило; есть цель - выполнять поставленные задачи. Такая модель, с точки зрения региональной политики, всегда будет приветствоваться и расширяться. Мне кажется, надо сделать всё, чтобы наряду с этой моделью там, где возможно, продолжала бы существовать и другая, когда коллективом руководит худрук, который неудобен учредителю, приехал откуда-то, а завтра, возможно, уедет куда-то и потому независим, может возражать. При его неудобстве возникает всё-таки какой-то результат, когда во вторник на "Братьях Карамазовых", несмотря на дороговизну билетов, зал набит битком.


- Система художественных лидеров размывается; давайте попробуем понять, почему, - предложил директор Большого театра Владимир Урин . - Я знаю массу замечательных режиссёров, которые не хотят руководить театрами и заниматься тем, чем занимаются многие из сидящих здесь.

По мнению Урина, сложившаяся в СССР система, по образцу которой строились все театры страны, себя исчерпала:

- Возникает совсем другой театр, в котором будет многообразие подходов - художественных, творческих... Я думаю, дальнейший шаг - разрушение этой единообразной системы. То огромное количество театров, которые сегодня существуют в практически советском виде, не нужно. Уверен: если бы параллельно развивалась система открытых театральных площадок, где была бы возможность осуществления различных проектов, прежняя система бы исчезла.

- Специфика деятельности театральных коллективов в Латвии безальтернативна, - рассказал рижанин Эдуард Цеховал. - Министерство заключает договор только с директором. А тот принимает к себе на работу главного режиссёра или художественного руководителя. И в этом заложено некое противоречие. Потому что человек, который считает себя главным, таковым не является. При этом художественные руководители не хотят быть директорами. Хотя, думаю, деятельность стационарного репертуарного театра невозможна без худрука. Труппу должен возглавлять творческий лидер.

Участники конференции затронули ряд проблем в сфере художественного руководства. Например, зависимость режиссёров от многих внешних факторов (будь то Минкульт или "касса") отражается на художественной программе театра. Ещё одна немаловажная проблема - отсутствие возможности обучиться профессии худрука: такой специальности нет в вузах.

Ещё в начале разговора Олег Лоевский напомнил, что в России существуют Ассоциация критиков, Гильдия режиссёров, Гильдия директоров:

- Может быть, есть смысл создания некоей общей институции художественных руководителей? Тем более что сейчас нам предлагаются различные вызовы. Вспомним историю с "Тангейзером", конфликт между министром культуры Пермского края и художественным руководителем Театра Театра Борисом Мильграмом, выступление Константина Райкина, связанное с некоторыми цензурными проблемами.

Так совпало, что конференция проходила в тот же день, когда худрук Воронежского Камерного театра Михаил Бычков отмечал своё шестидесятилетие. В начале встречи его поздравил с "круглой датой" губернатор Алексей Гордеев; а по завершении прошёл театральный "капустник". Юбиляра поздравили артисты Камерного, театра оперы и балета и студенты Воронежского института искусств.


Григорий Козлов, Владимир Урин, Михаил Бычков, Олег Лоевский и их
коллеги затронули острые для театра темы. Фото Виталия Черникова.

Источник: газета "Коммуна", | Б„– 15 (26659) | Среда, 22 февраля 2017 года

Источник: Газета "Коммуна"

Ещё новости о событии:

Театр | Конференция "Профессия - худрук" собрала в Воронеже ведущих театральных деятелей со всей России, а также из ближнего зарубежья Среди тех, кто участвовал в разговоре, состоявшемся в Малом зале Камерного театра,
06:39 22.02.2017 Voronezh.Ru - Воронеж
Источник: communa.ru Театр | Конференция «Профессия – худрук» собрала в Воронеже ведущих театральных деятелей со всей России, а также из ближнего зарубежья Среди тех, кто участвовал в разговоре,
19:09 21.02.2017 Slovosti.Ru - Воронеж
 
По теме
Отдел методической работы,  организации и формирования фондов МКУК РБ  предлагает информацию: «215 со дня рождения Николая Васильевича Гоголя» (Литературная гостиная) Николай Гоголь – известный писатель, драматург,
С 5 по 7 апреля пройдет кинофорум, в рамках которого благотворительный фонд помощи детям «Детский КиноМай» совместно с социальными партнерами организует бесплатные показы 20 детских фильмов,
– Как рассказала «Абирегу» министр культуры Воронежской области Мария Мазур, власти региона подготовили документы на изменение состава совета по присуждению Платоновской премии в размере 1 млн рублей.
Театр начинается не с вешалки, а со школьной студии. В Воронежском доме актёра впервые прошел фестиваль-конкурс «Карнавал», придуманный специально для того, чтобы дать возможность показать своё творчество детям.
В Воронежской области врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль - Обозреватель.Врн Фото: пресс-служба министерства здравоохранения Воронежской области В Эртильском районе врачи удалили пожилой женщине двухкилограммовую опухоль, которая нарушала работу кишечника,
Обозреватель.Врн