Древние писания гласят, что во время трапезы апостолы всегда оставляли одно место пустым – для Иисуса Христа, который являлся к ним после своего воскрешения. Ученики всегда клали на тарелку кусочек хлеба для Господа. Так со временем в церкви появилась традиция оставлять на столе хлеб. Кулич по своей форме напоминал артос – хлеб, который освящается на пасхальном богослужении.
Во время праздничного крестного хода артос обносили вокруг церкви, затем делили на маленькие кусочки и угощали прихожан после службы.
Таким образом, пасхальный артос – это символ самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи – прим. авт.) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели.
На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич».
Также в пасхальные дни принято красить яйца, стукаться ими и дарить их друг другу. Пасхальное яйцо в христианстве – символ Гроба Господня, в котором была сокрыта вечная жизнь. Происхождение обычая дарить пасхальные яйца теряется в глубине веков.
В православной традиции этот обычай связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию. Мария Магдалина явилась к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскресе!» Выбор яйца как подарка был вызван бедностью Марии, однако она не хотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.
Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи, после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос воскресе!»
Традиции и обычаи главного православного праздника