Юрий Новиков: «Воронеж не может себе позволить метрополитена»

Фото: vrntimes.ru

Сопредседатель общественного объединения «Город и транспорт» - о том, как избежать коллапса на дорогах

 

В Воронеже в очередной раз реанимирована идея строительства метрополитена. Мэрия выделила почти 12 млн рублей на технико-экономическое обоснование проекта, а глава города Александр Гусев заявил, что надо пользоваться случаем: в рамках российско-японских соглашений в Воронеже реализуется проект улучшения городской среды, а, значит, можно рассчитывать на то, что государство профинансирует это чрезвычайно затратное строительство.

А параллельно активисты межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» подвергают идею воронежского метро критике. В чем причина такой позиции, и как в городе можно решить проблему транспортной коммуникации – об этом наша беседа с сопредседателем Воронежского отделения МОО «Город и транспорт», урбанистом и транспортником Юрием Новиковым.

- Вы и ваша организация  «Город и транспорт» последовательно выступаете против самой идеи строительства метро в Воронеже.  Почему вы считаете затею бесперспективной?

- Любой вид транспорта - это инструмент, и различия между этими видами далеко не эстетические. Метрополитен предназначен для перевозки больших количеств пассажиров на большие расстояния. Для того чтобы метро было эффективно, требуется средний пассажиропоток не менее 20 тыс. человек в час на всей протяженности маршрута и наличие расстояний между станциями не менее 1,2 км. Метро будет эффективно либо в очень больших городах, с населением более 5 млн человек, либо в городе с большой территориальной разобщенностью и наличием одного сверхконцентрированного пассажиропотока. Ни одному из этих условий Воронеж не удовлетворяет: мы живем в относительно компактном городе с равномерно распределенными пассажиропотоками и большой плотностью точек пассажирогенерации. Пассажиропотоки более 20 тыс. человек в час у нас есть только между Памятником Славы и площадью Ленина и между площадью Ленина и Юго-Западным рынком, и только в часы пик. Но метро - это очень дорогая в строительстве и в эксплуатации вещь: Воронеж не может позволить себе содержать полноценную систему ради двух пиковых перевозок.

- Мэр Александр Гусев свою точку зрения по поводу метро высказал: мол, пока действует российско-японское соглашение о сотрудничестве, надо подготовить ТЭО проекта, а там, глядишь, может, государство даст денег на реализацию проекта. А не даст – ничего страшного, будем жить, как жили. Разве это неправильный подход для муниципалитета с дефицитным бюджетом?

- Совершенно очевидно, что без прямой безвозмездной помощи федерального бюджета строительство метро невозможно в принципе. Соответственно, решение о том, строить ли Воронежский метрополитен будут принимать в Москве. А в Москве достаточно много специалистов по метростроительству, знакомых с опытом региональных метрополитенов России, чтобы понимать одну простую вещь: нигде, кроме Питера и Москвы, метро неэффективно. Поэтому результат будет отрицательным на 99,9% независимо от наличия или отсутствия ТЭО. Позиция «не дадут денег на метро, будем ездить дальше на пазиках и газелях» означает, что мэрия не знает и не понимает, что делать со вверенным ей городом, и не имеет вообще никаких стратегических планов его развития. Выводы из этого каждый волен сделать сам.

- А вам известно предложение проектировщика Юрия Красикова, которое, кстати, принял Общественный совет при управлении архитектуры и градостроительства? Речь о строительстве транспортного тоннеля под проспектом Революции с выходом к водохранилищу в трех точках: на улицах Ленина, Степана Разина и 20-летия Октября. Предполагается, что в этом подземелье будет организовано не только движение транспорта, но и общественное пространство – торгово-развлекательные центры и т. п. Что вы думаете об этом предложении?

- Да, безусловно, это предложение мне известно. Более того, на одном из заседаний Общественного совета я оппонировал ему по данному проекту. С нашей точки зрения необходимо не притягивать транзитный автомобильный поток к центру города и не стремиться к тому, чтобы сообщение между всеми окраинами шло только через центр. И уж тем более - не строить инфраструктуру, которая будет этому способствовать. Однако идея использования подземного пространства города для размещения там транспорта и части городских пространств - вполне себе прогрессивная и перспективная, другое дело, что это предполагает абсолютно другую технологию градостроительства и не решается просто копанием нескольких тоннелей закрытым способом. Идея нуждалась в доработке, но автор, кажется, предпочел взять Общественный совет измором.

- Как в принципе можно решить проблему транспортного движения в Воронеже? Вы говорили о скоростном трамвае. Насколько реально воплощение этой идеи? И разве трамваи не усугубят положение дел на нешироких воронежских магистралях, которые не справляются с потоком машин?

- Проблема транспорта в Воронеже решается следующим образом: создается опорная сеть магистральных маршрутов с транспортно-пересадочными узлами на них. Предполагается, что это будет легкорельсовый транспорт. К узлам «крепится» сеть подвозящих маршрутов автобуса и троллейбуса. Кроме того, город опоясывается железнодорожным кольцом, по которому ходит городская электричка. Реальность воплощения этой идеи куда выше, чем у метро: даже на Украине сейчас во многих городах идет строительство новых трамвайных линий. И уж тем более нет ничего нереального в реорганизации троллейбусных и автобусных маршрутов. Однако совершенно понятно, что суммы затрат будут отличаться от сегодняшнего нуля и качество муниципального управления потребуется совершенно другое.

И второе: когда трамваи снимали с Московского проспекта и улицы 9 Января, нам говорили, что это делается для борьбы с пробками. Ну и как - кто победил, мы - пробки, или они - нас?  Разумеется, что трамвай «заберет» одну полосу у автомобилей. Однако у людей появится альтернатива - хорошо ехать на легкорельсовом транспорте или плохо стоять в пробке. Сейчас такой альтернативы нет ни у кого. Ну и, разумеется, необходимо предпринимать меры по расширению улично-дорожной сети: реконструировать Шишкова и Солнечную, строить «Большую Ленинградскую», Загоровского, Олимпийский бульвар, создавать дороги между 9 Января и Северным микрорайоном, а также Юго-Западным микрорайоном. Необходим Южный радиус окружной дороги. Не делается ничего, но мешает по-прежнему трамвай. 

- По вашему мнению, кто и как должен принять решение о развитии городского общественного транспортного сообщения? Есть ли в городе и регионе такая политическая сила, которая скажет: будет так и так, давайте работать?

- В сложившейся системе такое решение может принять только региональная власть. Более того, транспорт необходимо строить в рамках агломераций, то есть объединять город и пригород, чему явно препятствует печально знаменитый закон № 220-ФЗ, «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который устарел до момента его принятия. Совершенно необходима программа создания современного транспорта и трехлетние планы по ее реализации, необходима недюжинная политическая воля. Остается ждать ее появления, потому что дальнейшее развитие ситуации на самотеке превратит Воронеж либо в Детройт, либо в отсталые регионы Юго-Восточной Азии. В самой ближайшей, причем, перспективе.

Автор: Герман Полтаев 

Последние новости Воронежской области по теме:
Юрий Новиков: «Воронеж не может себе позволить метрополитена»

Юрий Новиков: «Воронеж не может себе позволить метрополитена» - VrnTimes.Ru
Юрий Новиков: «Воронеж не может себе позволить метрополитена» - Воронеж
Сопредседатель общественного объединения «Город и транспорт» - о том, как избежать коллапса на дорогах   В Воронеже в очередной раз реанимирована идея строительства метрополитена.
15:46 20.07.2017 VrnTimes.Ru
- Воронеж
Источник: vrntimes.ru В Воронеже в очередной раз реанимирована идея строительства метрополитена.
15:41 20.07.2017 Slovosti.Ru
 
По теме
 
Воронежцев пригласили на лекцию о метро - РИА Воронеж Общественники расскажут о ненужности транспорта в городе. Активисты общественного движения «Город и транспорт» пригласили воронежцев на бесплатную лекцию о метро.
21.07.2017
 
Авария застопорила движение целой улицы в центре Воронежа - Voronezh-News.Net Пробка ограничила движение на улице Кирова. Авария у Цирка застопорила движение на улице Кирова по направлению к улице 20-летия Октября, на которой передвижение транспортного потока также ограничено.
17.07.2018
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области завершено расследование уголовного дела в отношении 43-летнего консультанта (специалиста) по юридическим вопросам ООО УК «БиК» (фа
16.07.2018 Следственный комитет
Пропустили  через С.И.Т.О. - Газета Берег В мире современного искусства нередко можно услышать, что нет у нас достойной режиссерской смены.
17.07.2018 Газета Берег
Пример верности присяге - Газета Берег На празднование 75-летия 20-й гвардейской Краснознаменной общевойсковой армии в Воронежском концертном зале 6 июля собрались ветераны, руководство и личный состав военного объединения, юнармейцы,
17.07.2018 Газета Берег
Вечером 28 июня Советская площадь Воронежа превратилась в царство воды, музыки и света.
10.07.2018 Газета Берег
На прошлой неделе на сцене Воронежского концертного зала столичные актеры давали антрепризный спектакль о жителях российской глубинки «Хочу на Сейшелы».
06.07.2018 Газета Берег
В рамках Всероссийского гастрольного тура «Звезды Русского радио-2018» на сцене развлекательного комплекса «The Voda» выступил экс-солист некогда популярной группы Hi-Fi Митя Фомин с яркой шоу-программой.
03.07.2018 Газета Берег
ГОЛЫ: Кухарчук, 13 (1:0), Кухарчук, 88 (2:0). "ТОМЬ": Мелихов, Тен, Зуйков, Шумских, Клещенко, Сасин (Тихий, 52), Кухарчук (Кудряшов, 89), Шалаев, Калинский (Фомин, 76), Казаев, Кузьмичёв (Тлупов, 56).
17.07.2018 Клуб болельщиков ФК Факел
«Томь»-«Факел»: послематчевая пресс-конференция - ФК Факел Персоны: ВОЛГИН Сергей Игра: Томь — Факел ( online ) Предлагаем вашему вниманию видеозапись пресс-конференции главных тренеров «Факела» и «Томи», Сергея Волгина и Василия Баскакова соответственно,
17.07.2018 ФК Факел
Возвращение спустя 21 год - ФК Факел Персоны: ВОЛГИН Сергей В преддверии старта «Факела» в Олимп-Первенстве России по футболу среди команд клубов Футбольной Национальной Лиги спортивного сезона 2018-2019 годов определился состав тренерского штаба нашей команды.
16.07.2018 ФК Факел
Завершилась отпускная пора у тренерского штаба и хоккеистов «Бурана». На уходящей неделе команда собралась в Воронеже, и ее игроки прошли медицинский осмотр.
13.07.2018 Газета Берег
В Курске финишировал чемпионат России по велоспорту (шоссе). Воронежцам удалось завоевать в соседнем регионе две награды.
13.07.2018 Газета Берег
Директор ООО «Спартан» предстанет перед судом по обвинению в мошенничестве, повлекшем хищение из федеральной собственности двух земельных участков, занятых многолетними насаждениями фруктовых деревьев, стоимостью около 900 миллионов рублей - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области завершено расследование уголовного дела в отношении 44-летнего директора ООО «Спартан».
17.07.2018 Следственный комитет
Житель Острогожского района наказан за мелкое хулиганство.  В  июле 2018 года в здании БУЗ ВО «Острогожская РБ», гражданин Р. находился в состоянии алкогольного опьянения и агрессивном возбужденном состоянии,
17.07.2018 Районный суд