Актуальная тема | Проблема воспитания детей во все времена оказывалась в поле пристального внимания и педагогов, и родителей, и всех, кто так или иначе причастен к этому процессу
В бесконечных ток-шоу, которыми так любят занимать прайм-тайм федеральные каналы, без устали муссируют случаи детской жестокости, ищут виновных в пристрастии подростков к алкоголю, наркотикам, компьютерным играм. Эксперты разного уровня с пеной у рта винят во всех подростковых бедах то родителей, то учителей, то тех и других. И, в конце концов, такие и не замечают, что уже давно "выплеснули ребёнка" с пенной водой.
Тамара Гашимова
Мария Берестнева |
Александр Буряк. |
Марина Корикова. |
Оксана Гончарова |
- Министр образования Ольга Васильева, выступая сразу после своего назначения в Совете Федерации, заявила о необходимости возродить в школе функцию воспитания. По её мнению, в последнее время школа была нацелена на дачу знаний в ущерб воспитаниюБЂ¦
Марина Корикова:
- По-моему, это аксиома. Школа всегда должна принимать самое непосредственное участие в воспитании подрастающего поколения. Воспитание - это есть миропознание. Везде, где находится ребёнок, где общается с людьми - взрослыми или сверстниками, дома, на улице, в магазине, школе, так или иначе на него оказывается влияние. Он каждый день узнаёт что-то новое, переосмысливает увиденное, услышанное. Так как же из этого процесса может выпасть школа? Именно в школьных стенах ребёнок получает массу новых знаний, эмоций, здесь он учится общаться со сверстниками, учителями. Сошлюсь на собственный опыт в воспитании своего сына.
Большую роль в этом деле играет классный руководитель. Постоянно проводятся в классе праздники, различные конференции, спортивные состязания. Глеб занимается исследовательской работой и часто выезжает на конференции с учителем в другие города, это так или иначе воспитывает у него уверенность в себе, ответственность, он постигает правила поведения в коллективе других сверстников.
Мария Берестнева:
- На днях задала вопрос детям: кто вас воспитывает? Ответили предельно лаконично: семья и школа. Кто больше? "Поровну", - говорят. У меня же создаётся ощущение, что в нашей сельской школе мы всё-таки больше воспитываем, чем даём знания. Ни для кого не секрет, что деятельность педагогов в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно учителя являются специалистами в области психологии, а потому именно мы должны теснейшим образом взаимодействовать с родителями.
Александр Буряк:
- Под "образованием" в Законе "Об образовании в Российской Федерации" предельно точно и понятно определяется "целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, семьи, общества".
Школа всегда занималась и занимается воспитанием детей.
Тут и сомнений никаких быть не может. Дмитрий Иванович Менделеев в своё время сказал: "Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего". И как мне кажется, к этому уже ничего добавлять не надо.
Однако ведущее место в воспитании детей отводится всё-таки родителям. А школа должна им помогать. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания.
Оксана Гончарова:
- На мой взгляд, у школы несколько иные функции. Она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. И в этом деле учителя и родители должны (обязаны!) идти рука об руку. Насколько продуктивно будет такое взаимодействие, зависит во многом от мастерства педагога.
- А как семья должна влиять на ребёнка с точки зрения учителя?
Александр Буряк:
- Все мамы и папы мечтают, чтобы их ребёнок вырос добрым, честным и отзывчивым человеком. Родителям необходимо помнить, что любой ребёнок - это личность. Важно как можно ближе быть к сыну или дочери, уделять внимание каждой мелочи, разбирать возникающие проблемы, давать уверенность в том, что всё наладится.
Не надо ждать, что сын или дочь станут такими же, как вы, не разрушайте их судьбу. Ребёнок вправе сам сделать свой выбор. Уважайте его мнение. Дружите с ним, поддерживайте его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал себя нужным, воспитывайте своим примером. Правда, подобное возможно лишь в том случае, когда родители пользуются авторитетом у ребёнка.
Оксана Гончарова:
- Однозначно, что в семье должны царить взаимопонимание, согласие и любовь. Хорошо, когда дети видят красоту отношений между родителями, их положительные привычки, становятся свидетелями их общения с порядочными людьми. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Родители же в свою очередь просто обязаны научить своё чадо понимать слова "можно", "надо", "нельзя", что хорошо, а что плохо.
Мария Берестнева:
- Безусловно, воспитание ребёнка происходит в семье, здесь развивается и формируется личность человека. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Дома ребёнок должен быть окружён любовью, но в современной семье ему этого не хватает. Для него важно, чтобы его любили таким, какой он есть. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
Марина Корикова:
- У нас в семье двое детей. Сыну Глебу девять лет, он учится в третьем классе бобровской средней школы Б„–2, и дочка Арина, ей два года. В воспитании ребёнка, как и в любом деле, важно помнить о результате, которого семья желает достичь. Как у каждого учителя есть план урока, годовой план, так и в семье должен быть разработан план воспитания своего ребёнка. Его лучше разбить на сроки по различным направлениям - это спортивное воспитание, эстетическое, нравственное, творческое.
Роли взрослых в семье могут и должны быть распределены: кто-то отвечает за спорт, кто-то - за учёбу, а за воспитание - все вместе. Я не скидываю со счетов в этом деле бабушек и дедушек, друзей, близких родственников.
- В чём, на ваш взгляд, кроются причины недопонимания между родителями и учителями?
Марина Корикова:
- Все родители, как правило, считают, что именно их дети самые лучшие, умные и воспитанные, и когда к ним возникают вопросы со стороны учителей, то не всегда находят взаимопонимание. Как такого избежать? Прежде всего постараться понять, что учитель - не враг вашему ребёнку.
Александр Буряк:
- Как правило, недопонимание между родителями и педагогами вызвано несколькими причинами. Одна из них - стиль семейного воспитания. Так, например, если в семье "либеральничают", то рекомендации классного руководителя могут рассматриваться родителями как чересчур авторитарные. Немаловажной причиной недопонимания являются личностные особенности как тех, так и других. Замкнутый, эмоционально холодный человек с трудом идёт на контакт с педагогом.
А настоятельные рекомендации учителя рассматриваются через призму недоверия. Человек, склонный к упрощению действительности, не будет придавать должного значения той или иной, неблагополучной с точки зрения педагога, ситуации. Правда, иногда рекомендации или замечания учителя не всегда могут носить тактичную форму и быть педагогически корректными. Безусловно, данный факт приводит к искусственному разрастанию даже незначительного конфликта.
Более того, причиной недопонимания может послужить разница в возрасте. Как правило, к рекомендациям опытного учителя родители прислушиваются с большим вниманием, чем к советам его молодого коллеги. Поэтому начинающему специалисту требуется приложить немало усилий, чтобы родители стали по-настоящему прислушиваться к его мнению.
Оксана Гончарова:
- Проблемы и сложности во взаимоотношениях между учителями и родителями школьников существовали всегда, однако на сегодняшний день они стали наиболее заметными. Ядро проблемы, на мой взгляд, кроется в том, что и у педагогов, и у мам и пап имеются свои представления о том, что именно включают в себя такие понятия, как "качественное образование" и "хорошее воспитание". Поэтому по-разному представляются и пути к достижению поставленной цели.
Мария Берестнева:
- Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Они нуждаются, прежде всего, в информировании со стороны школы. Им важно чувствовать, что они нужны школе. А для этого следует работать с ними постоянно и системно.
- Расскажите о практиках совместной работы по воспитанию детей, которые успешно существуют в ваших учебных заведениях.
Александр Буряк:
- Если взять наш, Ольховатский, район, то они сложились фактически во всех образовательных учреждениях района. Сотрудничество родителей с педагогическим коллективом учебного заведения, в котором учится ребенок, является непременным условием стабильности семьи и нормального развития школьника, раскрытия и развития в нём лучших качеств.
Основные же формы работы - тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, МЧС, лекторий для родителей, открытые уроки, посещение неблагополучных семей, консультирование родителей, правовое просвещение, организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе, школьный Совет профилактики, где проводится работа по профилактике правонарушений среди школьников.
Сложилась уже и система совместного проведения традиционных семейных праздников и классных часов: концерты ко Дню матери, Дню семьи, совместные экскурсии, походы. А ещё проходят тематические выставки рисунков - "Портрет семьи", классные часы "Семейные реликвии", "Хорошо, что есть семья", спортивные праздники "Веселые старты", "Папа, мама, я - спортивная семья", беседы с родителями "Что такое семейные традиции?"
Оксана Гончарова:
- У нас развита система государственно-общественного управления. Есть Совет, создан Фонд поддержки развития школы "Инновация", действует Попечительский совет, общешкольный родительский комитет, детская организация "Школьная республика", президент которой входит в состав Совета школы.
С сентября 2016 года в числе десяти школ Воронежской области работаем как пилотная школа Российского движения школьников. РДШ - это общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании ребят. Считаем, что это движение поможет детям полнее раскрыться в плане творческом и образовательном. Сама я отношусь очень положительно к созданию такой организации.
Все новое, как правило, сначала настораживает, особенно старшее поколение. Дети же "окунаются" в это новое с головой. В начале нынешнего учебного года стартовал проект "В наших традициях - связь поколений". Он осуществляется на средства гранта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко совместно с администрацией Каменского района и нашей школой. Все мероприятия для участников бесплатны, включая ежемесячные мастер-классы актерского мастерства. В ходе проекта дети, их родители, бабушки и дедушки принимают участие в подготовке, разработке и написании сценария, изготовлении декораций, и непосредственно самой театрализованной реконструкции старинных традиций.
Мы готовим к показу драму "Лодка", премьера которой намечена на 15 декабря. Это драма о жизни, обычаях и традициях казаков.
Мария Берестнева:
- Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается и через проведение совместных мероприятий. Центром патриотического воспитания в селе Костино-Отделец является музей "Отдельские истоки". Передача социальной памяти своей малой родины, истории знаковых мест - есть одна из ступеней социализации личности, через которую у ребят начинает складываться общее мировоззрение.
Дети интересуются своими корнями, составляют родословные. А ещё высаживаем деревья, участвуем в мини-экспедициях к старожилам, пишем исследовательские работы. К 70-летию Победы воплотили в жизнь проект "Два героя, две судьбы", установив мемориальные доски Героям Советского Союза - В.Е. Власову и М.А. Маренкову. В музее часто проводятся открытые уроки, встречи, устные журналы, краеведческие чтения. Цель наших совместных программ - воспитание чувства любви к родительскому дому, родному селу, гордости за односельчан.
Марина Корикова:
- Институт классного руководителя - наглядный пример совместного воспитания детей. Регулярность и качество проведения родительских собраний говорит о работе учителя как классного руководителя. Постоянные посещения родителями таких собраний уже говорит об их отношении к процессу воспитания своих детей.
В школе каждую неделю мой сын ходит на внеурочную деятельность "Проект", которую проводит их учитель Ирина Николаевна Резник. Там они обсуждают работы, публично защищают их. Глеб неоднократно принимал участие в конкурсах Всероссийского и регионального уровня и становился победителем. Опыты мы проводим всей семьёй. Ведём дневник наблюдений, делаем с папой и дедушкой конструкции капельного полива и парника. Методику и план исследовательской работы я предлагаю сама, так как я совмещаю две должности - мамы и учителя биологии.
- В последнее время принято жаловаться на современных детей и подростков. И учиться не хотят, и хамят, и учителей ни в грош не ставят. Неужели всё так плохо? Хотелось бы от вас услышать, какой он сейчас, современный школьник?
Марина Корикова:
- У него гораздо больше возможностей, больше информации, чем у его сверстников даже пять-десять лет назад. Наша задача - не дать ему проводить время бесцельно, что бы потом не было мучительно больно.
Мария Берестнева:
- Современный школьник - какой он? Этот вопрос я задала самим детям. Вот что они сказали сами о себе: мы - развитые, любознательные, умные, эрудированные, агрессивные, информированные. Могу добавить, что информация, которую получают через сети Интернет, настолько огромная, что дети не могут её уложить, исчезает внутренняя работа. Как бы там не было: дети остаются детьми, и мы, взрослые, виноваты, что воспитываем в них уже другие качества: успешность любым путём, предприимчивость, непомерное лидерство.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилась сама жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей. Министр образования Ольга Васильева отметила, что в сегодняшних школьниках нет здорового любопытства, для них главное - понять, что они конкретно будут с этого иметь. Вот эта меркантильность - страшна!
Александр Буряк:
- Более 20 лет я работаю в системе образования и наблюдаю, как одна историческая эпоха приходит на смену другой, как одно поколение уходит, а другое приходит. И на каждом историческом этапе подростки, школьники имеют свои особенности. Подростки советской школы собирали макулатуру и металлолом, шагали строем с горном в руках, вели тимуровскую работу, ездили на картошку. Дети были заняты, присмотрены, посещали кружки, библиотеки, участвовали в художественной самодеятельности. Но и все-таки находились взрослые, которые были недовольны подрастающим поколением.
Подростки 90-х, как и вся страна, оказались, на мой взгляд, в очень сложной ситуации. Старые принципы были разрушены, новые еще не найдены. И взрослые, и дети, получив свободу, не знали, что с ней делать. Разгул криминала, желание иметь деньги и власть привлекали подростков. И это, естественно, вызывало недовольство взрослых.
Современные школьники также впитывают черты общества, в котором живут. Они динамичны, активны, мобильны. Они лучше нас умеют ориентироваться в информации, более свободно чувствуют себя в мире. По сравнению со сверстниками из 90-х, нынешние подростки более благоразумны. Например, большое внимания уделяют своему здоровью. Сегодня очень распространен в молодежной среде лозунг "Здоровым быть модно!". И это тоже вызывает симпатию к современным подросткам. Словом, дети всегда остаются детьми. Наша задача - сохранить те вечные ценности, в которых они и должны воспитываться.
Источник: газета "Коммуна", Б„–95 (26635) | Вторник, 29 ноября 2016 года
Источник: Газета "Коммуна"